Принципы построения этнических игр кыргызов

На протяжения многих веков кыргызский народ создавал, отрабатывал и систематизировал свои игры.

Как создавались этнические игры?

Определим сначала, что такое этнос.

Этнос – это устойчивая общность людей, имеющее ряд общих признаков:

- сходные биологические признаки строения тела;

- сходные психо–физиологические механизмы реагирования и стереотипы изменения  

  поведения;

- самоидентификация индивидов как членов данной общности – этноса;

- общность языка, культуры и уклада жизни.

Все перечисленные признаки этноса присутствуют в словосочетании «этнические игры».

Этнические игры возникали из особенностей человека как биологического вида со стремительным эволюционным развитием:

  • из имитационных способностей человека подражать растительному и животному миру, человеческим взаимоотношениям;
  • осознания потребности в развитии полезных жизненных навыков и умений для доминирующего образа жизни всего этноса и каждого индивида;
  • необходимость поддержания и преумножения потенциала здоровья каждого индивида и этноса как социальный единицы;
  • как способа межпоколенной передачи знаний, этнических ценностей и культурных традиций;
  • необходимость как индивидам, так и этносу в целом, быть готовыми к неожиданным переменам в связи изменением условий существовании этноса – моделирование будущего;
  • копирования игр других этносов.

Благодаря кропотливой работе наших ученых были собраны и описаны наиболее распространенные и сохранившиеся до наших дней этнические игры кыргызов. (Источник: 1. С.Токторбаев Манас Ата акыл оюндары. Ош – 1999, -67с. 2. Анаркулов Х.Ф. Кыргызские народные подвижные игры и физические упражнения. Бишкек, 2003, -205с. 3. Арстанбек Касен. Кыргызские игры и развлечения. Бишкек, Илим, 2004, -144с.)

Этнические игры являются основой современной физической культуры. Физическая культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, специально создаваемых в обществе в связи с необходимостью подготовки человека к жизни, к определенной общественной деятельности, для укрепления его здоровья и всестороннего развития физических способностей. (Источник: Шарабакин Н.И., Мамбеталиев К.Ц. – Теория и методика физической культуры: учебное пособие – Б. Шам, 1997, - 328 с.)

Другими словами, физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, спортивных достижений.

Словосочетание «этнические игры» говорит о причастности игры к национальной культуре. Культура – это, прежде всего, способ передачи знаний, умений и навыков между людьми прошлого, настоящего и будущего. 

Профессор А.Асанканов считает, что народные традиции и обычаи, которые давно существуют, выполняют свои этнообразующие функции. (Источник: А.Асанканов “Кыргызы: рост нациолнального самосознания,” Бишкек “Мурас” 1997, -224с.)

Игры животных и человека предшествует культуре животных и культуре человека. Игра является неотъемлемой составной частью человеческой культуры, через игру совершенствуются речь, живость ума, культура проявления эмоций и способы взаимодействия между людьми. Значит, этнические игры также выполняют свою этнообразующую функцию.

Знание этнических игр наряду с языком и религией становится визитной картой или знаком принадлежности к этносу. 

 

 

Игровая единица

 

Все разнообразие этнических игр кыргызов можно условно подразделить на:

  • игры сознания;
  • подвижные игры;
  • социальные игры.

Мы, коллектив специалистов из разных отраслей знаний, взяли на себя труд произвести  тщательный анализ этнических игр кыргызов. Не вызывает сомнений роль этнических игр как этнообразуещего механизма и значение этнических игр в развитии физических качеств человека. Мы хотели посмотреть, имеют ли этнические игры потенциал своего развития в новых условиях жизни кыргызов. Могут ли этнические игры ответить на вызовы нового тысячелетия, когда сместился вектор развития человечества от экстенсивного к интенсивному? Новое тысячелетие бросает вызов всему человечеству. Выживут те, у кого более ясное, глубокое и подвижное сознание и более мощный потенциал здоровья. Наши исследования показывают, что этнические игры кыргызов имеют потенциал к развитию и могут и ответить на вызовы нового времени.

Для того, чтобы этнические игры стали инструментом, механизмом перемен, необходимо вывести этнические игры из музея этнографии и внедрить этнические игры в теорию физической культуры и в практику здравоохранения. 

С целью создания методологического  приема для перехода с описания этнических игр к их научному анализу мы вводим понятие игровая единица. 

В классической физиологии уже давно используется этот методологический прием – вычленение из общей системы основной единицы, обеспечивающий конечный результат всей системы. Приведем несколько примеров.

Структурно-функциональной единицей почки, непосредственно отвечающей за образование мочи, служит нефрон. Строение нефронов однотипно. В почке человека весом 150 г содержится 1-1,2 млн. нефронов. Нефрон состоит из почечного клубочка (почечного тельца) и почечного канальца. Почечный клубочек образован пучком капилляров, представляющих собой разветвления афферентной артериолы – приносящего сосуда. Эти капилляры собираются в выносящий сосуд. К капиллярам примыкают внутренняя стенка двухслойной боуменовой капсулы, образованной канальцевым эпителием…» (Источник: О.Гарт Функция почек. Физиология человека, т.4, перевод с анг.яз. М. Мир, 1986, с.145-197).

Двигательная единица опорно-двигательной системы состоит из одного мотонейрона и группы иннервируемых им мышечных волокон. Размеры двигательных единиц значительно варьируются. В наружных глазных мышцах, например, мотонейрон снабжает лишь несколько мышечных волокон. В двигательных единицах других отделов тела количества мышечных волокон может быть в пределах от 500 до 1000 единиц мышечных волокон. Силу и скорость сокращения мышцы можно повысить путем увеличения количества активируемых двигательных единиц. (Источник: И. Рюэгг – Мышца. Физиология человека. Перевод с анг.яз., т.1, Нервная система. М.Мир, 1985, с 50-77.)

Общая функциональная единица кровеносной системы – это совокупность сосудов от артериол до венул, которая составляет так называемое терминальное микроциркуляторное русло. Общая функциональная единица кровеносной системы отвечает за общий результат – обеспечить в капиллярах соприкосновение крови с тканевой жидкостью на очень большой поверхности в течение достаточно длительного времени. Эффективная обменная поверхность одного капилляра составляет 25000 мкм², а общая площадь поперечного сечения капилляров  большого круга кровообращения равна приблизительно 11000 см².

Скорость кровотока в аорте относится к скорости кровотока в капиллярах как 700:1, или  около 210 мм/сек в аорте и примерно 0,3 мм/сек в капиллярах. (Источник: Э.Вицлеб – Функции сосудистой системы. Физиология человека, т.3, перевод с анг.яз., М.Мир, 1986, с.101-190.)

В кибернетической системе управления выделяется управленческая единица, которая обеспечивает  поток информации. Схема управленческой единицы условно состоит из следующих элементов: источник информации (рецептор), передатчик (преобразователь сигнала самого рецептора), канал передачи, (нервные волокна, нервные клетки) приемник (высшие структуры головного и спинного мозга), потребитель (адресат или рабочий орган), обратная связь с высшими центрами. Данная схема применима для описания самых различных процессов передачи информации как в технике, так и в биологии. (Источник: М.Циммерман – Кибернитические аспекты физиологии нервной системы и органов чувств. Физиология человека, т.2. Органы чувств, перевод с анг.яз., М.Мир, 1986, с. -216 с.-237.)

Мы видим, что, независимо от названия, будь то морфо-функциональная единица нефрон в почке, или общая функциональная единица кровеносной системы, или двигательная единица, или управленческая единица в кибернетике, функциональные единицы, это:

  • то, что обеспечивает конечный результат всей системы: почки – образование мочи, сердечно–сосудистой – площадь соприкосновения крови и тканевой жидкости, движение – в двигательной системе;
  • это совокупность разных морфологических структур, но работающих вместе – капилляры и эпителий капсулы  нефрона в почках; нейрон, его отросток, концевые разветвления которого соединены с мышечными волокнами в двигательной системе и т.д.;
  • могут усложнятся путем включения новых элементов (кибернетическая система);
  • дает возможность проследить эволюцию развития основной функции;
  • создает основу не только качественного, но, со временем, и количественного описания системы.

Л.С. Выгодский впервые предложил способ расчленения сложных целых на единицы при исследовании проблем речи и мышления. «Под единицей мы подразумеваем, - писал Л.С.Выгодский, - такой продукт анализа, который, в отличие от элементов, обладает всеми основными свойствами, присущими целому, и которые являются далее неразложимыми живыми частями этого единства». 

Теперь остановимся на том, что мы вкладываем в понятие “игровая единица”, или единица игры.

Единица игры – это набор элементарных движений, образующих одно действие, но сохраняющий свойство целого,  составляющий суть и конечный результат игры.

Объясним понятие игровой единицы на примере общеизвестных спортивных игр.

Например: Волейбол. Игровое действие – удар по мячу рукой для попадания на определенную зону игровой площадки противоположной команды. Есть состав элементарных движений и конечный результат – попадания мяча на игровую площадку. 

Игровая единица игры в волейбол состоит из двух элементарных движений:

  • подбрасывание рукой мяча вверх; 
  • удар по подброшенному мячу рукой так, чтобы мяч попал на противоположную игровую площадку.

Например: Футбол. Футбол – это в основном игра ног. Игровое действие, или единица игры включает три элементарных движения ногами, а конечный результат – попадание мяча в ворота противника. 

Игровая единица футбола состоит из трех элементарных движений, осуществляемая ногами игроков:

  • овладение мячом;
  • ведение мяча ногами или головой;
  • удар по мячу ногой (реже головой) по воротам.

Теперь обратимся к этническим играм.

Например: Ак-терек – Кок терек. Игровая единица включает два элементарных движения:

  • разбег игрока с ускорением к противоположной команде;
  • разрыв корпусом цепи из рук противоположной команды.

Игровая единица простая – разбег игрока  с ускорением к цепочке из рук противоположной команды. Конечный результат – разрыв цепочки из рук корпусом.

Например: Качмай топ. Игровая единица состоит из двух элементарных движений:

  • удар палкой (битой) по подброшенному мячу;
  • за время полета мяча команда добегает до ориентира на противоположной стороне и возвращается на исходное положение.

Игровое действие достаточно простое  - удар битой по мячу для достижения наибольшего времени пребывания мяча в воздухе. Удар должен обеспечить или большую высоту полета, или пролететь на большое расстояние. Результат – все члены команды, пока в воздухе мяч, добегают до ориентира и возвращаются назад.

Например: Ордо. Игровая единица состоит из одного элементарного движения – попадание альчиком – томпоем - по другому альчику. Результат – выбивание альчика из круга. Выбитый альчик считается выигранным.

Например: Даттикен. Игровая единица имеет два элементарных движения:

  • выстраивание нескольких альчиков (по числу игроков) на раскрытой ладони в одинаковом положении: бок, чик, или других;
  • перебрасывание альчиков ладонью через натянутую веревку для принятия альчиками одинакового положения на полу. 

Игровая единица Даттикен состоит из двух элементарных движений – выстраивание альчиков на ладони и перебрасывание их через веревку. Результат – альчики после переброски через веревку должны принять положение согласно условию игры. Только те альчики, которые приняли условленное положение, считаются выигранными.

Например: Топ таш.  Игровая единица состоит из трех элементарных движений:

  • подбрасывание «ведущего» камешка верх;
  • во время полета «ведущего» камешка успеть взять с пола игровой камешек;
  • фиксировать «игровой» камешек в ладони и снова подбросить «ведущей» для следующего подбора, и т.д.

Игровое действие включает три элементарных движения: подбрасывание «ведущего» камешка, взять с пола «игровой» камешек, фиксировать «игровой» камешек в ладони, которой подбрасывается «ведущий» камешек. Результат – собрать все игровые камешки во время полета «ведущего» камешка.

Например: Убакытты аныктоо. Игровая единица состоит из двух элементарных движений:

  • внутренний индивидуальный отсчет времени во время движения человека;
  • остановка движения при окончании условленного отрезка времени.

Игровая единица в этой игре есть сочетание двух процессов – интуитивного угадывания продолжительности заявленного времени и внешнего выражения в двигательном акте – начало движения как начало внутреннего отсчета времени и конец движения как окончание условленного временного интервала.

Например: Жаңылмач.  Игровая единица состоит из трех элементарных процессов: 

  • услышать скороговорку, предложенную противоположной командой;
  • запомнить;
  • безошибочное повторение предложенной скороговорки одним из членов команды.

Игровая единица – зеркальное отражение сложных звуковых сочетаний. Результат – победа и очко всей команде.

Мы привели отдельные примеры игровых единиц этнических игр кыргызов. В разработанной нами «Базе данных этнических игр кыргызов» каждая игра описывается в формате, в котором вычленена игровая единица.

В каждой этнической игре можно выделить игровую единицу как комплекс элементарных движений, организованных во времени и в пространстве. Повторим еще раз, игровая единица представляет собой ряд последовательных элементарных движений, направленных на достижение конечного результата. 

Введение понятия “игровая единица” в теорию и практику физической культуры, на наш взгляд, дает новые возможности. В любой подвижной игре, используя понятие “игровая единица”, может быть измерено:

  • количество энергии, затрачиваемое на производство основного действия - игровой единицы;
  • время, затрачиваемое на осуществление игровой единицы;
  • отработка отдельных элементов игровой единицы на скорость;
  • количество игровых единиц как показатель мастерства игрока;
  • определить соотношение количества игровых единиц и объем “непродуктивных”, энергозатратных видов движений.

В играх сознания, используя понятие игровая единица, также создаются условия для перехода от описания качественных изменений к точным количественным показателям. Это тем более важно, ибо на сегодня не существуют доступных и мобильных измерительных приборов состояния высших отделов мозга человека для оценки качества сознания.

Так же, как количество морфофункциональных единиц почки определяется количественно, так и число повторений игровых единиц в одной этнической игре может быть определено количественно. Например, в любой подвижной игре количество игровых единиц может быть измерено. Тогда появляются объективные показатели, которые можно получить на основании подсчета игровых единиц. Можно вычислить энергетическую стоимость одной игровой единицы. По мере роста мастерства игрока будет изменяться энергетический эквивалент игровой единицы. Можно подойти по-другому и определять уровень мастерства – по количеству повторений игровой единицы для достижения итогового конечного результата.

Минимизация объема элементарных видов движений, входящих в одну игровую единицу, или достижение конечного результата игровой единицы различными вариациями элементарных движений  - вот примеры научного анализа в использовании игровой единицы.

Многие этнические игры, опираясь на физиологические основы игровых единиц, могут быть введены в практику здравоохранения в качестве реабилитационных приемов. 

 

Принципы построения этнических игр:

 

Этническая идентичность и сокровенность

 

Одно из уникальных качеств этнических игр - это их связь с процессом самоидентификации человека с конкретным сообществом людей - с этносом. Процесс самоидентификации в психологии называют формирование идентичности. 

Этнические игры – это механизм формирования и закрепления одной из ключевых характеристик личности – этнической идентичности.

Все этнические игры обращены прежде всего к человеку, но не абстрактному индивиду, а к человеку как части этноса. Повторим еще раз, что в этнической игре отрабатываются язык, культура проявлений эмоций, основные этнические и моральные нормы взаимоотношений между людьми. Специалисты по физической культуре утверждают, что по двигательным навыкам, походке и излюбным позам можно идентифицировать этническую принадлежность человека. 

У этнических игр еще одно уникальное свойство – они обращены к сообществу как социальной единице, так как формирует этническое сознание. Этнические игры - не единственный механизм формирования менталитета этноса, но они успешно его закрепляют. 

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этических игр и т. д.

Этнические игры вплетают индивидов и, в целом, этнос в канву природной среды, адаптируя человека к ритму изменений природы, социальной структуре общества, экономическим и политическим аспектам жизни. 

Не все этнические игры демонстрируются другим этносам. Это прежде всего относится к играм, развивающим сознание. Например, игры, развивающие сознание детей, знали только посвященные – мудрые аксакалы и байбиче.

 

Эстетическая направленность и аккумулирование энергии 

 

В основе любой игры лежит удовлетворение потребности человека в удовольствии. Если ребенок начинает играть, чтобы удовлетворить свою первоначальную потребность в еде, то в дошкольном возрасте он получает удовольствие морального плана. Игры взрослых - это тоже поиск удовольствия. Но взрослый получает удовольствие в красоте и гармонии производимых действий, прежде всего трудовых действий. Игры взрослых - это также попытка гармонизации всей жизни. 

Красота – одна из универсальных форм бытия материального мира в сознании человека. Красота проявляется во внешних формах, внутренней построенности системы, в действиях. Когда человек ощущает пропорции красоты, у него  возникает удовольствие, эстетическое наслаждение, моральное удовлетворение. Осознание красоты форм, внутренней сущности систем или красоты действий возникает при поступлении информации от органов чувств. 

Красота – это математическая категория, которая описывается языком цифр. Словами можно сказать, что это строго математическое соотношение частей и целого, соразмерность целого и его частей и соразмерность частей между собой. Они описываются евклидовой геометрией в терминах соразмерность и симметрия. 

Соразмерность целого и его частей основана на математической прогрессии Фибоначчи и представлеяет соотношение 1:0,62:0,38, где 1 есть целое, а 0,62 и 0,38 - части целого. Это соотношение получило название “Золотой пропорции”. Золотая пропорция приумущественно описывает последовательность событий и их размеры во временном измерении или в количестве движений. 

Ученые предполагают, что математические пропорции красоты встроены в ДНК человека. Установлено, что идентификация красоты, т.е. соразмерности и симметрии лица происходит за сотые доли секунды. Даже ребенок из нескольких лиц людей умеет выделить самое красивое. Чувство красоты возникает автоматически. 

Золотая пропорция математически описывает правильные геометрические фигуры, прямолинейные поступательные процессы. Такие построения и движения объединены понятием «евклидова геометрия». Согласно эвклидовой геометрии при организации этнических игр нужно соблюдать пропорции:

- соразмерность частей и целого: подготовительная часть должна занимать 0,62 общего времени игры, а сама игра – 0,38 части или наоборот; 

- симметрия игры в том, что вводная часть (объяснение и обоснование игры) и заключительная часть (обмен мнениями и подведение итогов) должны быть соразмерны и примерно одинаковы во времени. Даже при отсутствии внешних атрибутов – нарядная одежда, или красочное оформление помещения, - внутренне построенные пропорции игровых действий вызовут у участников игры и зрителей чувство красоты и гармонии самой игры.

(Источник: Аракелян Г.Б. “Числа и величины в современной физхике”. Ереван: Изд. АН, 1989. – Фундаментальная теория KVA. Гл.4 Принцип золотого сечения. Ереван, 2007. – Там же Гл.5 Принцип золотого сечения. Ереван, 2007а. – Там же Гл.6 Обобщенная теория золотой пропорции 2007б.)

Но математика XX века описала явления и материальные объекты, которые не укладываются в евклидову геометрию. По форме они имеют самые причудливые очертания и за это получили общее название “чудовищ”. Этим причудливым чудовищам дали научное название фракталов. Оказалось, что геометрия природы имеет фрактальное лицо, и построена на повторяемости “чудовищ” в самых различных масштабах. Фрактально построены снежинки, цветы, береговая линия, очертания гор и т.д.  Значит, красота имеет и другое измерение – фрактал. 

Что такое фрактал? Фрактал – геометрическая фигура со свойством самоподобия. Целое есть набор частей, подобных целому. Это фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменшении масштаба. При любом увелечении масштаба фрактал не изменяет своего очертания. Другими словами,  на всех шкалах масштаба сущность структуры фрактала сохраняется. Повторение фрактала в любых масштабах внутри системы создает гармонию всей системы.  Человек автоматически “вычисляет” фракталы и от этого получает удовольствие, эстетическое наслаждение. (Источник: Мандельборт Б. – Фрактальная геометрия природы. Перевод с английского М., 2002г., -656 с. http:/shop.red.ru)

Евклидава система фиксирует внимание на внешнем сходстве, фракталы концентрированы на внутреннем сходстве самых разнообразных событий. Фракталы – это описание внутренней структуры системы и фиксация внимания на моменте перехода системы из одного состояния в другое. 

Евклидава геометрия в живых системах более приспособлена для хранения информации и передачи её новым генерациям - потомкам. (Источник: Геодокян В.А. http://www.gorgon.ru/konkurssite/texts/gva01.doc)

Фрактальная геометрия – это математические закономерности распределения энергии. На другом уровне фрактальная геометрия – это описание процессов, функций во времени. 

Этническая игра как процесс строится по законам фрактальной геометрии:

  • игровая единица – вот фрактал этнической игры. Каждая игра имеет свою игровую единицу. Фрактал игровой единицы должен быть доведен  до совершенства;
  • повторение фрактала игровой единицы во всех масштабах вызывает чувство гармонии и совершенства действий во всей игре. 

Остановимся на энергообразующей функции фрактала подробнее. 

В обыденном сознании укрепилось мнение, что окружающие нас предметы и в том числе мы сами есть материальные объекты. Но это утверждение сформировано нашими органами чувств – зрением, осязанием, слухом и т.д. Если бы вместо человеческих органов чувств использовать сверхточные приборы, такие как электронные микроскопы последнего поколения, то мы увидели бы совершенно другую картину: наше тело и предметы вокруг – это скопления элементарных частиц. При еще большом увелечении мы обнаружили бы, что сами частицы есть густки энергии. 

Ученые полагают, что сами частицы есть способы концентрации энергии и механизм перехода одного вида энергии в другой.

Возвращаясь к этническим играм, можно сказать, что игровая единица есть фрактал энергоаккумулирующего свойства этнической игры.

Овладевая игровой единицей этнической игры, ребенок, а потом уже взрослый человек одновременно приобретает навыки управления своей энергией. Игровая единица суть набор элементарных движений, которые в последующем входят в систему движений трудового процесса, жизненных навыков.

Фрактал игровой единицы этнических игр – это освобождение, аккумуляция энергии в чистом виде. 

Наши праотцы заметили и закрепили это знание в афоризме “оюндан от чыгат”. Огонь – это энергия, которую можно использовать во благо, или во вред. 

Великое энергоаккумулирующее свойство этнических игр есть основа их жизнеутверждающих и этнообразующих функций. 

Математически построенные соотношения частей и внутреннего алгоритма действий этнической игры и есть основа необъяенимой неспровацированной привлекательности этнических игр. 

Мастерство учителя, который берется обучать этническим играм детей или взрослых, определяется тем, как он на интуитивном уровне сможет совмещать два измерения красоты – золотую пропорцию и фракталы.

 

Системность

 

Система – это целое, составленное из частей. Множество элементов, составляющих систему и находящихся в отношениях и связях друг с другом, образуют определенную целостность, единство. 

Системность этнических игр проявляется в том, что группа сходных игр имеет корневой элемент -  единицу игры, или игровую единицу. Каждая этническая игра имеет свою игровую единицу. 

Системность этнических игр выражается в том, что игровая единица постепенно усложняется. Объясним это на примере детских игр «в лошадки»: чыбык ат, балдардын ат оюну, ат оюну, балдардын ат үстүндѳ оодарыш, ата – бала ат оюну. Игровая единица всех пяти игр в лошадки – управление лошадью.

В игре чыбык ат ребенок учится управлять палочкой-лошадкой. Он впервые создает единую систему “человек-лошадь”, он находит свое место в этой системе, он берет на себя функции лидера в этой системе.

В игре балдардын ат оюну два подростка образуют систему человек – лошадь, при этом один становится лошадкой и полностью имитирует ее повадки, движения, характер. Другой – наездник. В этой системе лошадка уже «живая» и быть лидером в этой системе сложнее. Контакт с лошадкой прямой – наездник на спине лошадки.

Другой вариант игры ат оюн. Это тоже система из двух подростков, играющих роли лошадки и наездника. Но контакт в системе человек–лошадь уже через веревку. Наездник научается управлять лошадкой через “уздечку”. Это сложнее и требует другой координации движений для управления лошадкой. 

Следующая игра балдардын ат үстүндѳ оодарыш – это уже управление системой человек – лошадь в условиях соперничества, соревнования нескольких подобных систем. Конечно, это иммитация взрослых конных игр, но это абсолютно необходимый этап совершенствования игровой единицы – управления лошадкой.

Наступает очередь игры ата – бала ат оюну. Отец или любой взрослый мужчина становится “лошадкой”. На его спине восседает ребенок. В системе человек – лошадь изменяется соотношение сил – лошадка сильнее и больше наездника. Это игра приучает ребенка к реальности: да, действительно, лошадь всегда будет больше и физически сильнее человека. Но не надо этого боятся. Лошадь будет к тебе дружелюбна, если ты будешь относиться к ней как к родному существу. Ребенку никто этого не объесняет на словах, но через эту игру формируются новые ощущения – контакт с сильным телом, возникают новые эмоции, которые глубоко укореняются в подсознании ребенка. Барьер страха перед сильной лошадью будет преодолен, если он вспомнит свои эмоции в этой игре с отцом.

Системность этнических игр можно проследить на альчиковых играх, на играх сознания, на играх социального плана.

Главное правило – найти игровую единицу и довести ее выполнение до совершенства. И только после этого начинать постепенное, поэтапное усложнение игровой единицы. 

Кыргызские этнические игры - это также система, предназначенная для различных возрастных групп – детей, подростков, молодежи, взрослых. Этнические игры могут быть разделены на игры для мужчин и женщин разных возрастов.  В системы можно объединить игры в зависимости от числа участников игры - для индивидов, небольшой группы людей, сообщества. 

 

Комплексность

 

Комплексность – это взаимоувязанность целой группы предметов, действий, которые находятся внутри системы. Комплекс действий, движений внутри каждой игры направлен на одновременное развитие умственных способностей – чувствительность, память, эмоции, интуиция, интеллект; физических качеств – гибкость, ловкость, сила, выносливость, быстрота; предпочетаемых видов движений -  бег, прыжок, лазание, поднятие тяжести, бросок, толкание.

Комплексность этнических игр проявляется также в том, что в играх одновременно решаются воспитательные задачи, развитие физических свойств тела, наращивание потенциала здоровья. 

В социальных играх можно увидеть принцип комплексности по следующим признакам – одновременно соблюдаются уважение достоинства каждого участника и реальное равенство, стирающее сословные, гендерные, возрастные различая, всеобщая, но раздельная ответственность в осуществлении действий, демократизм принятия решений. 

Есть еще одно потверждение принципа комплексности этнических игр, которое ускользает от внимания при поверхностном взгляде. Объясним это на примере тех этнических игр, которые развивают органы чувств.

Кыргызы придавали огромное значение содружественному гармоничному функционированию всех органов чувств. Поэтому для детей разработаны различные варианты игр с участием рецепторов  распознования запахов, сохранения равновесия, ощущения позы или движения в тех или иных группах мышц. 

Рецепторная чувствительность и связь с движением доводятся до уровня функцинирования главных доминирующих анализаторов - зрительного и слухового. Можно сказать, что детские пальчиковые игры, игры ашпы – ташпы «выравнивают»  потоки информации из внешней среды в виде запахов с потоками от основных анализаторов – зрения и слуха. 

Предметы окружающего мира воспринимаются по многоканальным путям поступления информации – сразу от всех рецепторов, т.е. комплексно. Комплексное поступление информации заставляет мозг работать более интенсивно и разнообразно. Это тренирует мозг и развивает память более эффективно. Содружественая комплексная работа органов чувств способствуют развитию интуиции. 

Но когда дети приходят в школу, то в процессе обучения они опираются только на зрительной и слуховой пути поступления информации. По остроумному замечанию журналиста Дмитрук М.А. школьная подача знаний – полное отсутствие образной игровой формы, поэтому «Очень мало кому удается стать взрослым, не отупев». (Источник: Дмитрук М.А. – Вдохновение по заказу? Издательство «Знание », Москва, 1989г., - 46с.)

Почему комплексное многоканальное восприятие так важно? Вот что говорит об этом  современная наука:

  • многоканальное восприятие обеспечивает мгновенное запоминание в виде образов;
  • в художественных образах действительность отражается во всем многообразии и противоречивости взаимосвязей между предметами и явлениями. Информацию, которая поступает комплексно, одновременно от всех органов чувств, почти не надо упорядочивать в сознании – она близка к естественному состоянию в природе, т.е. более правдива и адекватна природным механизмам;
  • комплексное восприятие сигналов из внешней среды есть условие развития интуиции;
  • развитая интуиция восстанавливает баланс сознания  - гармонию разных мыслительных  процессов – логики, интуиции, памяти;
  • логический способ постижения истины очень энергозатратен и требует напряжения сил. Интуитивный способ мышления – энергоэкономен и потому человек не испытывает напряжения и усталости;
  • развитое образное мышление есть основа полета фантазии, воображения, которые предшествует творчеству, креативности;
  • логическое мышление в основном оперирует известными стереотипами. Интуитивное мышление – это свободный полет и дает подсказку для логического мышления. Без интуитивного образного мышления нет открытий, новых идей;
  • многоканальный способ восприятия есть основа такого механизма работы мозга как “войти в образ”;
  • комплексность этнических игр кыргызов есть принцип повышения эффективности конечного результата путем совместного содружественного участия всех звеньев системы, организма и сознания в первую очередь.

После научных открытий Нобелевских лауреатов Линды Бак (Linda Buck), Беттина Малник (Bettina Malnic) из Гарвардской медицинской школы, Джуно Хироно (Junzo Hirono) и Такаака Сато (Takaaki Sato) из Японского научного центра. (Источник: Malnic B., Hironoj, Sato T., Buckl B. – Combinatorial receptor codes for odors. Cell, mar5; 95(5):713-23, 1999) стало ясно, что запоминание запахов есть комбинаторный процесс всего головного мозга. Скажем проще, чтобы запомнить запахи, работают все отделы головного мозга. При этом каждый запах – это новая комбинация совершенно других отделов мозга. Значит, запах и память неотделимы друг от друга. Благодаря этому механизму около 1000 обонятельных рецепторов могут распознавать, различать и запоминать десятки тысяч разнообразных ароматов.

В обыденной жизни человек более 80% информации получает через зрение. А когда активно включаются другие органы чувств, запоминание идет сразу по нескольким каналам – это многократно увеличивает эффективность памяти.

Обратимся теперь к игре ашпы – ташпы, которую описал профессор Анаркулов Х.Ф. В этой игре включаются следующие органы чувств: слух, зрение, проприорецепторы мышц, обаяние, осязание. Идентификации предмета идет сразу по пяти рецепторам. Это пример многоканального восприятия. Опыты ученых показали, что при многоканальном восприятии запоминание происходит мгновенно, при этом вещь фиксируется целиком во всем многообразии признаков. Если приходится воспринимать информацию только через зрение, то запоминание происходит с трудом (например чтение книг, газет). Надо искусственно вызвать у себя недостающие ощущения (запах, шершавость и т.д.). Этот механизм и воспроизводится в игре, описанной Анаркуловым Х.Ф.

 

Доступность

 

Термин “доступность” озночает реальную возможность индивидов или социальных групп населения участвовать в игре вне зависимости от социального статуса, уровня благосостояния и места проживания. Доступность имеет еще и юридическую составляющую – отсутствие дискриминации по полу, возрасту игроков, если эти признаки не оговорены в правилах игры. 

Доступность этнических игр обеспечивается тем, что информацию о содержании и правилах игры можно получить практически от любого взрослого члена местной общины. Этнические игры не требует сложного и специфического инвентаря. Как правило, это камешки, альчики, деревянные палки. Многие игры можно проводить в любом помещении (юрта, комната) или на открытой площадке. 

Доступность игры – это отсутствие ограничений во времени проведения игр, таких как сезоны года, дни недели, время суток. 

 

Преемственность и универсальность

 

Система этнических игр охватывает все периоды жизни человека. Преемственность подразумевает координацию различных видов игр по следующим признакам: 

  • этнические игры используется в течении полного жизненного цикла человека;
  • ранжирование игр по возрастам с постепенным усложнением правил и содержания;
  • игры детей подготавливают ребенка ко взрослой жизни, игры взрослых подготавливают человека к старости .

Нарушение преемственности и непрерывности в системе этнических игр влечет за собой сбои в здоровье как отдельного человека, так и этноса в целом.  

Универсальность этнических игр проявляется в том, что большинство этнических игр  могут быть иcпользованы в любом возрасте. Например: пальчиковые игры полезны в любом возрасте, так как в своей основе они тонизируют высшие центры головного мозга.

Подростковая игра “Үн жаңыртмай” развивает и поддерживает хорошую физиологическую функцию дыхательной системы. В синтоиских храмах Японии ежегодно проводятся аналогичные игры для стариков. Каждый пожилой мужчина должен как можно дольше кричать. Жюри оценивает продолжительность и громкость крика, приветствуются импровизации. 

Почему этнические игры так привлекательны? Это происходит по нескольким причинам:

  • игра дает свободу действий игрокам в рамках оговоренных правил;
  • выявляются индивидуальные возможности игрока, непроявленные в монотонности будней;
  • в игре проявляются неосознанные желания и действий играющих;
  • утверждаются достоинство и лидерские качества в командной игре;
  • этнические игры освобождают энергию игроков, так как они построены в золотой пропорции и фракталах;
  • эмоциональная поддержка окружения – социума;
  • приобщение и встраивание в духовное наследие рода (предков).

Таким образом, национальные этнические игры есть составная часть культуры кыргызов, которые давно существуют, поэтому этнические игры также можно считать структурообразующим механизмом формирования этноса. 

Этнические игры несут в себе наиболее значимую межпоколенную эстафету в виде главных духовных ценностей, особо нужных физических качеств, способа индивидуального и группового реагирования на быстро меняющуюся обстановку.

 


Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с