В развитии поведения животных и человека на ранней стадии детства можно выделить три периода (К.Э. Фабри 1976):
У детенышей высших животных вся двигательная система к моменту рождения почти готова, в то время как система высших анализаторов еще не готова. Их движения или уже организованы к моменту рождения, или оформляются прежде, чем могут быть организованы условные рефлексы с высших воспринимающих органов или анализаторов, т.е. глаза или уха.
Детеныши высших животных манипулируют с вещью, создавая неповторимые и непосредственные вариации его положения. Движения детенышей – это быстрые реакции на быстро изменяющиеся ситуации. Происходит подобие игры – быстро меняются положения вещи – быстро меняются действия – тренировка реакции ориентировки детеныша. Центральное ядро этой деятельности – ориентировка в быстро и непрерывно меняющейся ситуации и управление на этой основе двигательными актами. Этот чисто ориентировочный рефлекс направлен на формирование высших анализаторов детенышей и отработку точности движений.
Высшие животные имеют чётко выраженный ювенальный период - детство, в течение которого проявляет игровое поведение. Характер игр у животных определяется видовыми особенностями и в значительной степени зависит от образа жизни, так как в играх проявляются и совершенствуются элементы поведенческого репертуара взрослых животных — отдельные формы пищедобывательного, брачного, социального и гнёздостроительного поведения. К примеру, у лисят игра включает затаивание и прыжки — эти движения используются при охоте на мелких грызунов.
Часто наблюдаются игры с использованием предметов (манипуляционные игры). Такие игры наблюдаются у многих млекопитающих, но особенно развиты и сложны у обезьян. Игры позволяют обезьянам оттачивать тонкие движения под контролем кожной чувствительности и зрения. Порой обезьяны проводят долгое время на одном месте, манипулируя одним предметом, при этом их активность обычно направлена на разрушение самого предмета.
Совместное участие в игре нескольких особей выводит игру на качественно новый уровень. Общение животных в процессе совместной игры играет важную роль в формировании группового поведения. Обычно совместные игры включают борьбу и бег наперегонки, но могут включать манипуляции с различными предметами, в том числе борьбу за какой-либо предмет. Например, игры медвежат заключаются в беге наперегонки, затаивании, нападении друг на друга из засады и борьбе.
Детство высших животных есть период формирования психической регуляции поведения, т.е. ликвидация рассогласования между сформированностью основных двигательных систем и несформированностью высших анализаторных систем.
Человеческий детеныш имеет ряд особенностей, которые не только отличают его от детенышей высших млекопитающих, но дают основание говорить о превосходстве его сознания.
Н.М. Щелованов при сравнительном изучении раннего онтогенеза установил, что «в самом ходе развития движений младенца с момента рождения отмечаются особенности, резко отличающие его от детенышей животных». Последовательность в развитии движений и воспринимающих органов у младенца человека иная, а именно: у младенца сначала оформляются высшие анализаторы, зрительный и слуховой, - вплоть до их кортикальных отделов – и только после этого начинают развиваться движения. (Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Эльконин,_Даниил)
Уже на втором месяце у младенца начинает функционировать кора больших полушарий мозга, о чем свидетельствуют факты образования условных рефлексов со всех воспринимающих рецепторов, включая зрительный и слуховой. Но движения двухмесячного младенца еще крайне несовершенны.
Так как, согласно исследованиям Н.М.Щелованова, порядок развития двигательных и высших анализаторных систем у ребенка является принципиально иным, чем у животных, это дает основание предполагать, что причины и механизм возникновения игры у ребенка будут существенно иными (Эльконин Д.Б., 1978).
У детей дошкольного возраста игра является основной формой деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры, как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку.
В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет они начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»).
Дж. Сели (1901) выделил две особенности той формы игры, которая называется ролевой и занимает господствующее положение в дошкольном возрасте:
Остановимся еще раз на утверждении Дж.Сели, так как его точка зрения имеет ключевое значение сейчас, в XXI веке. Дети дошкольного возраста активно и самостоятельно формируют свой воображаемый мир. На языке информатики этот воображаемый мир и есть виртуальное пространство ребенка. Причем он поглощен созданием этого виртуального пространства и «жизнью в нем».
Ранее бытовало представление о том, что игра есть проявление живости и беззаботности фантазии, достигающей в раннем возрасте довольно высокого уровня развития. При этом воображение считали специфически человеческой чертой и что оно возникает раньше других из более элементарных способностей.
Выгодский Л.С. первым критиковал необоснованно утвердившееся мнение, что именно у детей воображение достигает высокого уровня развития и детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее сильно. Однако научные факты показывает, что по мере «взросления» детей, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль».
Дети могут из всего сделать все, говорил Гете, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения. (Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Эльконин,_Даниил)
Профессиональное изучение, предпринятое Элькониным Д.Б. еще в 1967 году, показало, что воображение у ребенка не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека. Более того, в процессе развития ребенка параллельно развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.
В.Штерн был одним из первых, кто указал на «тесноту мира», в котором живет ребенок, как на причину возникновения игры, и на игру как на форму бегства из этого тесного мира. Другими словами, игра – это универсальный способ расширения границ взаимоотношения человека с окружающим природным миром и с окружающим социальным миром. (Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Эльконин,_Даниил)
Игра детей – это конструирование виртуального пространства, жизнь в нем. Именно виртуальный мир ребенка дает ему нервные ощущения свободы, формирует его представления о себе как о человеке с высоким уровнем собственной значимости и достоинства. Свобода и достоинство ребенка, которое он приобретает в своем виртуальном мире, создают атмосферу креативности, из которой рождается высокая мечта.
Тогда мы можем сказать, что игры детей - это самоконструирование личности, это способ, с помощью которого дети вырабатывают отношения с природным, социальным и виртуальным миром.
В дошкольном возрасте ребенок в игре одновременно упражняет свои физические качества, расширяет ориентировку в пространстве, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни, моделирует будущее поведение и будущий результат. В этом возрасте игра дошкольника – это строительное и драматическое (в смысле социальных отношений) искусство ребенка.
Ролевая игра детей в качестве своего смыслового центра имеет социальные отношения между взрослыми или между ребенком и взрослым.
Расцвет ролевой игры приходится на возраст 4 – 10 лет.
В играх дошкольного возраста просматриваются сформированные этические принципы. По мнению Л.С.Выготского «Всякая игра с «мнимой» ситуацией есть вместе с тем игра с правилами. Правила в игре есть правила ребенка для самого себя». В этом периоде ребенок в игре сам устанавливает правила внутреннего самоограничения и самоопределения. В игре дошкольника все внутренние процессы сознания даны во внешнем действии игры.
С каждым членом семьи ребенок устанавливает дифференцированные отношения, вот эти отношения ребенок воссоздает в игре, а воссоздавая, выделяет. Тогда игра служит выяснением тех объективных отношений, в которых реально живет ребенок. По теории А.Адлера чувство слабости и несамостоятельности, болезненное ощущаемое ребенком в реальной жизни, он в игре не только воспроизводит, но и пытается изменить. В ролевой игре ребенок проявляет присущие ему индивидуальные качества и некоторые эмоциональные переживания. (Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Эльконин,_Даниил)
Для детей, особенно детей дошкольного возраста, игра есть основной вид деятельности. Замещение игровой формы деятельности на утилитарные, рационализированные, «полезные» виды деятельности в виде приобщения детей к труду взрослых имеют далеко идущие неблагоприятные последствия. Мы закрывает детям путь к развитию креативности. Как говорил Эйнштейн, - «теория строения атома ничто по сравнению со сложностью детских игр».
Сюжетные игры дошкольников начинаются с ролевых, в которых дети берут на себя активные роли – взрослого человека, животного, машины и т.д.
Сюжетные игры – это уже коллективные игры нескольких детей. Дети строят игровую ситуацию – особенную ситуацию и наличие предметного обрамления.
В ранних играх ребенка проявляются два уровня, расположенных один над другим. Нижний строится на «принципе удовольствия», другой мир – «принцип реальности». В нижнем уровне ребенок пока беспорядочно привлекает к себе и кристализирует все, что связано с его потребностями и все, что способно удовлетворить эти потребности. Игры в раннем детстве – это попытка совмещения этих двух уровней. Это процесс длительный и постепенный. Динамику процесса можно проследить по степени усложнения одной и той же игры.
Французский психолог Ж. Шато указывает, что само стремление нижнего уровня – получения удовольствия – также претерпевает эволюцию: из чисто физического он переходит в моральное наслаждение: ребенок смог совместить желаемое и реальность, он овладел новым образцом поведения взрослых. Это есть самоутверждение ребенка, поэтому игра для ребенка серьезна. Шато утверждает, что всякая игра есть испытание воли, что игра есть школа волевого поведения, школа личности. (Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Эльконин,_Даниил)
Игровую деятельность можно разложить на сумму отдельных способностей: восприятие-память-мышление-воображение. Можно даже вычислить с известной степенью приближения удельный вес каждого из этих процессов на различных этапах развития той или иной формы игры.
Таким образом, по большей части игра детей (на всех этапах детского возраста) преследует две главные цели – самоутверждение и социализация во взрослую жизнь. Самими детьми эти цели не осознаются. Они идут на уровне подсознания.
Особенности игр детей:
общественной жизни;
сюжет;
процессе игры.
Обратимся к той стороне игр, которые, на наш взгляд, более всего присущи этническим играм кыргызов, предназначенных для детей.
Все разнообразие игровой деятельности детей можно условно разделить на следующие типы:
Дадим краткую характеристику первым двум типам этнических игр для детей.
Как уже упоминалось, к моменту рождения здорового ребенка его высшие анализаторы – зрение и слух - уже сформированы. Однако у ребенка есть еще анализаторы от других рецепторов – обоняния, вкуса, тактильные. Общее, что объединяет эти анализаторы – их несовершенная связь с движением.
Этнические игры для детей направлены на развитие самих чувствительных анализаторов и на соединение чувствительных анализаторов с двигательными реакциями. Приведем несколько примеров.
Для самых маленьких детей кыргызы практиковали игру «буудай куур, тару куур». В этой игре мама или другой человек пальцем своей руки водили по открытой ладошке ребенка, приговаривая «буудай куур, тару куур». По существу производились раздражение тактильных и температурных рецепторов ладошки, до появления рефлекса сжатия пальцев ребенка.
Как известно, рука человека - самая совершенная часть тела. На ладони кисти располагается множество тактильных и температурных рецепторов. Еще Авиценна дал описание топографии расположения тактильных рецепторов кисти руки - по нарастанию чувствительности (количество рецепторов на единицу поверхности) идет: ладонь →нижние фаланги пальцев, средние фаланги → ногтевые фаланги.
Вот так об этом написал Авиценна: «.самой уравновешенной является кожа указательного пальца, а на указательном пальце самой уравновешенной является кожа ногтевого сустава. Поэтому именно кожа ногтевого сустава указательного пальца, а также и других пальцев, почти всегда судит в силу своего естества, о величине осязаемых вещей». (Источник: Абу Али ибн Сино Авиценна – Канон врачебной науки том I Ташкент, издательство медицинской литературы им. Абу Али ибн Сина, «О натуре» - стр. 34-41 1996-542с.)
Кончики пальцев – самые чувствительные зоны. Экстрасенсы утверждают, что у некоторых людей от концевых фалангов пальцев видно свечение.
Нейрофизиологами давно установлено, что в двигательных центрах головного мозга наибольшим количеством нервных клеток представлены пальцы рук, губы и гортань. И, наоборот, наименьшее представительство у самых крупных мышц конечностей и корпуса. Канадский нейрофизиолог У.Генфильд изобразил на картине такое соотношений представленности мелких и крупных мышц: его “гомункулус” имел огромное лицо и кисти рук, но крохотное тело и ножки.
Постоянное движение пальцев рук, например, игра на музыкальных инструментах, перебирание четков (бусинок), вышивание, вязание и другие мелкие движения пальцев весьма эффективно тонизируют центры головного мозга и способствует освобождению энергии для умственной работы мозга.
Кыргызы разработали целую систему игр для детей, связанную с повышением чувствительности пальцев не только кисти рук, но и пальцев стопы. Игры буюмду кармап тану, буюмду колуна коюп тану, топ таш, бут менен ташты алыстыка ыргытуу - это игры на развитие осязания кисти руки и стопы.
Затем идут игры на соединение чувствительности с двигательной реакцией и закрепление в памяти новых стереотипов: ачакей-жумакей, чакман-таш, чаташтырып кыймылдатуу, колду кайчылаштырып кармоо и другие.
Наши органы чувств имеют разный эволюционный возраст. Среди дистантных органов чувств (т.е. улавливающих сигнал на расстоянии от тела) самым древним является обоняние, т.е. способность распознавать запахи. Биологи уверены, чем эволюционно старше функция, тем она стабильней и надежней.
Запах – это язык общения, а общение – это обмен информацией. Язык – это система средств и способов общения.
Запах может иметь сложный состав или быть представлен одним элементом, чаще всего сложным органическим соединением.
Вот какую информацию несут запахи:
Специальные опыты показали, что в повседневной жизни человек практически не использует запахи в системе общения. Но четко выверенные исследования показали, что потенциальные возможности человека к общению с помощью обонятельных сигналов довольно велики, причем многие люди даже не подозревают о своих возможностях. (Источник: Соклов В.Е., Котенкова Е.В. – Язык запахов. Издательство “Знание”, Москва, 1985г., -62с.)
Запах – это химический код млекопитающих. Если запах представлен одним веществом, то он чаще всего вызывает наиболее стереотипную форму поведения, такую как половую или защитную, которые идут по типу “стимул-реакция”.
Сложные запахи, состоящих из нескольких элементарных веществ, могут давать самые различные поведенческие реакции в зависимости от видовой, половой принадлежности, возраста, физиологического и эмоционального состояния, жизненного и социального опыта и многого другого.
Язык запахов – это эволюционно наработанный и закрепленный в долговременной памяти способ общения человека с природой, искусственными объектами и себе подобными.
Язык запахов – это один из механизмов подсознания и интуиции.
Кыргызы догадывались о роли запахов в жизни человека и разработали системы игр для детей с целью развить системы языка запахов.
Интересна игра для детей младшего возраста аш пы таш бы. Она упоминается в трудах профессора Анаркулова Х.З., но в ходе полевых исследований Мусалиева К. нашла два других варианта этой игры.
В первом варианте игры “аш пы таш бы” ребенку показывают два или более предмета, один из которых съедобный. Ребенка просят потрогать каждый предмет, и запомнить его по ощущениям пальцами рук (шершивость, вес и т.д.). Потом показывают как надо понюхать предметы. Затем ребенка просят назвать каждый предмет и определить, это еда или несъедобный предмет. После этого ребенка просят закрыть глаза и в руки ему дают поочередно предметы. Основываясь только на своих ощущениях – тактильных и обоняния, ребенок должен разложить предметы в две группы аш и таш.
Второй вариант игры “аш бы таш бы” предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Ход игры такой же, но набор предметов другой – это предметы из трудовой деятельности и окружающих бытовых вещей.
Вторым из дистантных анализаторов, стоящим в эволюционном ряду, является способность улавливать звук.
Звук – это колебания молекул, из которых состоит упругая среда, распространяющихся в виде продольной волны давления. Волны давления распространяются в воздухе со скоростью примерно 335 м/сек. Звук или волны давления характеризуются амплитудой, силой и частотой.
У позвоночных сформировался специализированный анатомический орган, состоящий из наружного, среднего и внутреннего уха. В эту систему входят 30-40 тысяч афферентных нервных клеток спирального ганглия и высшие нервные центры головного мозга. (Источник: Физиология человека. Т.2 Органы чувств, М. “Мир”, 1985 г., с.154-191)
Основное назначение органа слуха – установление свойств источника звука. Современные нейрофизиологические исследования показали, что звуковая информация обрабатывается мозгом человека на порядок быстрее, чем зрительная информация. Речь идет о миллионных долях секунды.
Второе важнейшее назначение слуховой системы человека – слуховая ориентация в пространстве. Эта функция осуществляется благодаря бинауральному слуху и тончайшей обработке информации высшими слуховыми центрами, расположенными в различных отделах головного мозга. Нейроны головного мозга улавливают различия во времени проведения и интенсивности звуковых сигналов, поступающих из правого и левого уха.
Этнические игры, развивающие слух, рассказал нам аксакал Акматов Жунуш из с.Өргөчөр Жети-Огузского района Иссык-Кульской области.
Группа детей выбирает водящего. Водящий становится спиной к детям. Каждый ребенок произносит громко одно и то же слово: «тур», или «адам», и т.д. Водящий называет имя ребенка.
Усложнение игры:
По мере взросления детей начинаются игры по совершенствованию зрительного анализатора – это все игры для развития глазомера, т.е. игры на меткость. В качестве ударного предмета могут быть альчики, плоские камни, палочки определенного размера и др. Например: Ордо, Үч тапан, чакан таш, чикит.
Необходимость развития цветового зрения поддерживалась такими играми, как оң тануу. Детям предлагалось найти камни (цветы, листья) одного цвета. Дети находят все оттенки одного цвета и выстраивают их в “цветовую шкалу” по интенсивности окраски. В усложненном варианте цветных игр детям предалагалось сделать узоры, построить одноцветные или многоцветные кубики или города-крепости.
Если смотреть на определенную точку или предмет перед собой, то кроме него можно увидеть все, что окружает этот предмет – эта способность глаза называется периферическим зрением.
Периферическое зрение осуществляется преимущественно палочковым аппаратом сетчатки глаза.
Границы поля зрения, в пределах которого можно одновременно воспринять два предмета, для бинокулярного зрения составляет 120°. Поле зрения характеризуется более низкой остротой зрения по сравнению с центральным. Наибольшая чувствительность поля зрения к белому цвету.
Считается, что периферическое зрение выполняет следующие функции:
Исследования последних лет показали, что периферическое зрение выполняют еще одну функцию – импритингование окружающего мира в течение всей жизни человека. Где хранится эта информация? Информация, запечатленная периферическим зрением, сразу уходит в подсознание, обеспечивая таким образом информационную базу интуиции.
Какие игры обеспечивали развитие периферического зрения? Их несколько:
Ак чөлмөк - традиционная игра молодежи, которая играется ночью или в сумерках.
Эта игра предлагалось детям, но ее можно практиковать в любом возрасте. Количество игроков – 10-15 человек. Выбирается водящий, который удаляется из помещения. Когда водящий входит в помещение, дети перемещаются в комнате беспорядочно. Водящий на счет 1-2-3 выходит из помещения и должен назвать точное количество детей в комнате.
Усложнение:
Аксакал Акматов Ж. (1927 г.р.) уточнил, что его отец как бы «осовременил» игру Бир көрүп билүү. В старину мальчиков 7-10 лет заводили стойло или загон, где стояли, двигались овцы, козы, коровы и другие домашние животные. Детям не давали никаких указаний, они просто сопровождали взрослого. Когда покидали загон, взрослый спрашивал: “Сколько баранов было в загоне?”. Выигрывал тот, кто правильно называл количество животных в загоне. Многократные упражнения подобного рода развивали у ребенка навыки извлечения из подсознания необходимой информации.
Ориентация в пространстве обеспечивается не только зрительным анализатором – бинокулярным зрением, стереофоническими звуковыми анализаторами, но и вестибулярным аппаратом. Есть удивительная игра Айланмай. Суть этой игры – кружение вокруг своей оси с последующим прохождением по прямой. В этой игре устанавливаются глубинные нейрофизиологические связи между вестибулярным аппаратом и проприорецепторами мышц туловища и конечностей. Именно эта игра становится основой джигитировки молодых людей на лошади. Благодаря этой и подобной этой игре и другим упражнениям наездники кыргызы записаны в книгу рекордов Гиннеса как лучшие наездники среди других этносов мира.
Развитию вестибулярного аппарата способствуют игры “качели”, предназначенные для детей, юношества и взрослых - селькинчек, омпо-чомпо, алты бакан.
Интересно, что в корейской традиционной медицине упражнение “качели” используются для реабилитации и восстановления физического и ментального здоровья пожилых людей. Качели устанавливаются на вершине высоких деревьев. Высота качели – 10-12 метров, а амплитуда раскачивания постепенно увеличивается до 180°С. (Наблюдения в пансионате “Боз-бешик”, который был отдан в аренду южным корейцам). По-видимому, “американские горки” есть разновидность “качелей” технически облагороженных и коммерциализированных в городской среде.
Игры, развивающие речь
Все игры, развивающие речь, также ранжированы по возрасту. Самая ранняя игра – ачакей-жумакей. В этой игре ребенок учится запоминать названия пальцев руки и осуществлять движения того пальца, которое называет взрослый или партнер по игре.
Целая серия игр скороговорок – жаңылмач, бат айтуу. Скороговорки - это универсальный инструмент, которым пользуются и взрослые. Скороговорки учат актеры, скороговорки учат певцы. Скороговорки учат все, чья деятельность связана с публичными выступлениями. Если вы хотите продвигать свои идеи (ведь вы хотите их продвигать?), то вам нужно иметь четкую, богатую речь. В любой момент может подвернуться возможность выступить публично, и навык четко произносить слова вам пригодится. Перед лекциями тоже неплохо “проскороговориться”, особенно если это первая пара.
Примеры скороговорок
на русском языке
на кыргызском языке
Бер жагы бермет зоо
Берметтин берери бекер го
Аны томоголомок кыйын иш имиш.
Жаш буркутту томоголошпойсуздарбы?
Бири ак кыска айры куйрук,
Бири кара кыска айры куйрук.
Ак кыска куйруктуу айры куйрук
Кара кыска айры куйруктун жолун тосот.
Кара кыска куйруктуу айры куйрук
Ак кыска айры куйруктун жолун тосот.
Картайган жылкынын суугу аркаярбы?
Картайган карташ жылкыны
Картайган киши кайтарарбы?
Затем, когда дети достигают возраста 5-7 лет, начинаются более сложные игры – баш тамгасын бирдей айтуу, улап айтуу. Девочки-подростки из соседних айылов организовывали состязания в виде айтыш, акыя.
Если на начальном этапе в играх, развивающих речь, достигалось правильное произношение слов, затем достраивание слова по начальным буквам, то в играх айтыш и акыя ценились рифмование, емкость выражений и благозвучие произношения. Развитие речи идет одновременно с развитием сознания.
Сознание человека формируется на основе трех тесно взаимоувязанных процессов - памяти, интеллекта и интуиции. Каждый из этих процессов имеет свои специфические механизмы развития. Все три составные части сознания должны быть хорошо соединены друг с другом. Ослабление одного процесса значительно снижает качество сознания в целом. Заучивание скороговорок, стихов, песен, сказок и т.д. – это все механизмы тренировки памяти.
Вопросы детей – вопросы логического интеллектуального характера. Взрослые должны весьма серьезно отвечать на вопросы детей. Объединение причинно-следственных связей – это механизмы развития логического мышления или интеллекта. К интеллектуальным играм детей можно отнести тогуз коргол, чатыра таш, киште.
Кыргызы разработали, апробировали на практике и внедрили в культурную эстафету поколений также игры, развивающие интуицию. Это уникальные игры, научная основа которых подтверждается современной нейрофизиологией и квантовой физикой. Остановимся на них подробнее.
Два подростка становятся друг против друга и смотрят в глаза друг друга. Один из них произносит: «Оюмду тап». Произносящий эти слова ведущий, начинает о чем-либо думать, концентрируя на этом все свое внимание. Молча глядя в глаза друг другу, второй ребенок старается уловить мысль водящего. Условия игры: оба молчат, не выражают эмоции, не меняют положения тела, т.е. не дают никаких подсказок. Оба игрока предельно концентрированы – водящий на своей мысли, отгадывающий - на процессе улавливания мысли водящего. После некоторого числа повторений подростки могут легко отгадывать мысли друг друга. Главное – установить первоначальный контакт. В игре «Оюмду тап» - это контакт глазами. Контакт – это добровольное желание обоих игроков, открытость сознания обоих игроков. Если один из игроков не хочет контакта или не умеет концентрировать свое внимание на одной мысли, игра невозможна. В игре «Оюмду тап» важен фактор времени – не более 4-5 секунд. Исследования последних лет показывает, что рядовой взрослый может удержать мысль только в течение 6-9 секунд. Выйти за пределы временного лимита 6-9 секунд можно. Умение концентрироваться на одной мысли достигается многочасовыми, многолетними тренировками. Если это достигается, то сознание человека приобретает совершенно новые уникальные качества.
В детстве умение читать чужие мысли достигает довольно легко. Это умение остается на всю жизнь и это умение можно развивать.
Вольф Мессинг в своих воспоминаниях писал, что он напрямую улавливает чужие мысли, даже если не видит и не слышит «индуктора». Крис Барри в 2011 году демонстрировал такие же способности. (Источник: http://my-hit.ru/star/68653). Люди, способные читать мысли других, указывают, что с партнером следует установить доверительные отношения, завоевать расположение партнера. Это умение облегчать социализацию и ускоряет командную работу.
Группа подростков становится в круг. Водящий, стоит в центре круга с завязанными глазами. Его несколько раз поворачивают вокруг своей оси. Остановившись, водящий должен сказать, кто стоит напротив, сзади, справа и слева от него. Условия игры – абсолютная тишина и отсутствие таких подсказок, таких как запахи, движения и т.д.
По мере развития интуиции игра может усложняться – круг становится шире, или дети просто прячутся. Не сходя с места, водящий должен определить местонахождение каждого игрока и назвать его имя.
Варианты этих игр могут быть разными, на всех их объединяет одно – развитие способности передачи мысли на расстояние – телепатия. Телепатия научно подтверждена, хотя природа этого явления еще не установлена.
В игры сознания детей кыргызы ввели еще один механизм развития интуиции. Мы дали этому механизму название «войти в образ», или как его называют в педагогической литературе – игры подражания. Это целая группа игр, когда детям предлагается изобразить сначала какое нибудь животное, затем растение и наконец предмет неживой природы – солнце, луну, гору, реку и т.д. Детям также предлагают изобразить разного рода эмоции. Предлагая изобразить один и тот же предмет много раз, взрослые или сами дети должны видеть прогресс – все более точное копирование сначала внешних признаков (поза, поведение), а потом и более глубокое вхождение в образ. Ребенок должен войти в образ так, чтобы окружающие могли безошибочно узнать предмет изображения. Пример игры вхождения в образ – канымдат.
Группа детей может разыгрывать целые спектакли, изображая различные предметы, и при этом не прибегает к словесным объяснениям.
На умении вхождения в образ основан новый метод исследования – синектика. Инженеры и конструкторы технических сооружений привлекают людей, обладающих развитой способностью вхождения в образ, и предлагают им почувствовать себя техническим предметом – машиной, зданием или просто шестеренкой в станке. Этот предмет придуман конструктором, воплощен в материале инженером. Приглашенный человек «входит в образ» этого предмета и к великому изумлению конструкторов и инженеров, основываясь только на своих внутренних ощущениях, дает им подсказки о совершенных сторонах и слабостях этого изобретения. (Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_синектики)
Синектика – это пример из техники. Приведем пример из медицины. На чем основан феномен самовосстановления и самоизлечения от тяжелейших недугов? Ответ прост – на игре «войти в образ». Больной человек вспоминает свое состояние здоровья и входит в этот образ. Постепенно образ здоровья запускает механизмы раскрытия резервных возможностей организма, и патологические процессы начинают слабеть. Болезнь постепенно «уходит». Процесс вхождения в образ должен повторяться настойчиво изо дня в день. По наблюдениям клиницистов, даже такие неизлечимые состояния как перелом позвоночника в шейном отделе, полный паралич, рак внутренних органов и другие постепенно сходят на нет в течение 3-4 месяцев. Но что бы это случилось, нужно ясное сознание и воля играть в свою собственную игру – “войти в образ”.
Умение входить в образ – это прием спортсменов высокого класса. Прыжок в высоту - это образ птицы, перелетающей перекладину, образ тигра, змеи, обезьяны, тростника и другое есть суть восточных единоборств.
Игры подражания – это лишь начальный этап игр вхождения в образ. Умело поставленные игры вхождения в образ становятся фундаментом игры воображения и креативности взрослого человека. Умение играть и “войти в образ” – это раскрепощение резервных возможностей организма, которые которые помогают сохранить здоровье и высокую работоспособность на протяжении всей жизни.
Есть еще одна группа детских игр, развивающих интуицию. Это так называемые словесные игры – иносказания, Каймана айтуу. Это может быть игра командная и только двоих. Суть игры такая: смысл какого либо сообщения передается через пословицы, поговорки, изречения из сказок, стихов и т.д. Другая сторона должна отгадать, о чем было сообщение. Игры – иносказания основываются на эрудиции и умении анализировать. Эрудиция – это, прежде всего, совершенная память, а анализ – это логическое мышление, но целостное восприятие словесных иносказаний достигается только интуитивной частью сознания.
Игры иносказания детей становятся основой деловых игр взрослых и переходят в своем развитии в Улуу Сѳз мудрых.
– это деятельность детей, в процессе которой развиваются интеллект, интуиция и эмоциональная сфера психики.
Любая игра – это прежде всего умственное развитие. По мере умственного развития ребенка возрастают сложность и разнообразие игр. Интересно, что показатель умственного развития ребенка в игре – это нарастающий элемент творчества. Относительно простая игра «Поймай меня» будут усложняться самыми разнообразными способами:
По существу творчество детей - это преодоление рутины окружающей реальной жизни и формирование новых предметов, новых ролей, новых ситуаций.
Детское творчество – это проектирование будущего, это основа творческого потенциала нового поколения.
Давно замечено, что открытия взрослых в науке, технике имеют свои истоки в воображении детства.
Вопросы детей «Что?», «Зачем?», «Почему?», «Как?» - это ключевые этапы любого творчества детей. Они отражают четыре основных этапа творчества взрослых:
- постановка технической задачи;
- сбор и изучение нужной информации;
- поиск конкретного решения задачи;
- материальное осуществление творческого замысла.
Детское творчество, как и любое творчество взрослых, может быть разделено по сферам деятельности:
Роль взрослых в детском творчестве – расширение кругозора путем передачи качественных новых знаний и эмоциональная поддержка детей. Нобелевские лауреаты конца XX и начала XXI века настоятельно призывают научную и творческую элиту своих стран создавать базу, поддерживать и учить детей красиво мечтать.
При поддержке взрослых, особенно специалистов производства, старшеклассники способны выполнять серьезные творческие работы, выполнять работы исследовательского и рационализаторского характера.
Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с