Ордо

Источник знания

Физкультура жана спорт: Энциклопедия. Бишкек . 2002г. 139ст.

Носитель знания

к.х.н. Кудайбергенов Т. Т.

Исследователь

и.о. доцента Джамангулов.К.

Подано от Кыргызской государственной медицинской академии и Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта

Описание игры

Подготовка к игре: игра командная, в каждой команде по 6-9 человек, один игрок в запасе. Место проведения - ровная площадка размером 15 на 15 метров. Для проведения игры чертится круг диаметром 12 метров для старшего возраста. Круг диаметром 10 метров - для школьного возраста. Каждая команда должна иметь не менее 70 альчиков и   3-4“томпой” (профессионал ордоист свой томпой не передает другим игрокам). Для проведения игры назначаются судьи. Инвентарь судии - “чен таяк” (палочка) размером 40 см., также желтая и красная карточка (для объявления наказания). 

Содержание игры: игра проводится среди школьников и старшего возраста (17 и старше). В середине круга, где расположен “жыдымык”, ставится “ хан” размером диаметра 6 мм и толщиной 2мм. Он может быть из металла или из кости. И ставится 3 альчика, “хан” и на каждого игрока по 5 альчиков (всего 68 альчиков), если 7 игроков в команде. Все альчики расставляются вокруг хана в положении “бөк”. Для начало игры проводится жребий. Капитаны команд выходят в центр и выбирают ат (скакуна) из числа лежащих альчиков левосторонне. Право начального выбора предоставляется той команде, которые не ложили альчики в кон. После чего судья берет выбранные альчики и выбрасывает вверх на высоту  2-3 метра. Чей “ат” (альчик) первый примет положение “таа” или “айкур”, та команда начинает игру. Каждый игрок в процессе игры выполняет по три удара, удары выполняются, наступая на  линию круга и строго по центру. При попадании в “топ” (в кон) и выбивания альчика из круга игрок имеет право продолжить игру до нерезультативного удара (жыдыкей). При непопадании или невыбитии альчика из круга игру продолжит следующий игрок команды. После использования всех ударов игроками команды (7 человек - 21 удар) игра переходит в следующую команду. Выигрывает та команда, которая набирает в конце игры большее количество альчиков. Продолжительность игры - 1, 5 часа для взрослых и один час для школьников. В ходе игры применяют следующие удары: “ура атуу” , “кынкай атуу” , “кадамак” , “тоорумак” “бай чертмек” и “чертмек” . Ура атуу – это выполнение удара с дальнего расстояния. Чаще всего выполняется удар по центру. Кынкай атуу – выполняется после выбивания одного альчика из круга в близлежащий альчик не по направлению центра. Кадамак – этот удар выполняется, когда альчик располагается около метра от линии круга. Тоорумак – этот удар выполняется, когда альчик располагается ближе к кругу (до 50 см. ). Удар осуществляется в сторону линии, вставая на одной ноге, вторую ногу скрещивает в области икроножных мышц опорной ноги, левая рука находится за спиной. Бай чертмек – выполняется на расстоянии до 2 метров от круга. Чертмек – выполняется непосредственно внутри круга. Данный удар выполняется после выбития альчика из круга и томпой останется внутри круга не более 40 см. от альчиков, хана или центра. В процессе игры если игроки команд выбьют из круга 63 альчика, то игра прекращается и выполняется “хан чертмек” . В случае выбивания хана из круга игра начинается заново с учетом оставшегося времени. Проигрывающая команда ставит все альчики, а выигрывающая команда - с учетом выставленных альчиков выставляет недостающие в центр другой команды. Остальные альчики оставляют себе. Эта игра назывется салып “бермей” . 

Игровая единица: выбивание альчика из круга с различного расстояния.

Правила игры: удар осушествляется строго по направлении центра (топ). Выполняет не более 3 ударов. В случае результативного удара удар продолжается до жыдыкея (непопадания в альчик или невыбивания из круга). Не разрешается одновременно выполнять удара двумя и более игроками. В случае удара выбитые альчики засчитываются, но удар объявляется жыдыкей. После выбития альчиков из круга не разрешается проходить  между альчиками, в случае чего объявляется жыдыкей. Так же перекладывать томпой с рук в руки. В случае передачи томпоя игроком из числа команды также является жыдыкей. То же самое в случае двух раз наступания на линии. В случае выбития альчика и если томпой останется внутри круга ближе альчикам 40 см., игрок считается вошедший в центр. В этом случае игрок заходит в круг и, не переступая через алчики, встает на корточки, берет томпой и начинает выполнять чертмек. После выбития одного альчика игроку разрешается “сабап чертуу” (без отрыва томпоя от руки). Разрешается выполнять этот удар не ограниченно до того момента, когда игрок не достанет до следующего альчика. В этом случии разрешается “байлап чертмей” (привязывать). В процессе выполнения чертмек игроку не разрешается выходить из круга. В случае чего объявляется жыдыкей. 

Методические указания: площадка должна быть ровной, размером не менее 15 метров. Томпой не должен быть обтесанным. Во время игры ожидающая команда не должна мешать играющей команде.

Организаторы

тренер, учитель физкультуры или проводящие организации.

Стратегия игры

прививать детям в младшем возрасте честность и справедливость, быстроту мышления, зрительную реакцию; чувство расстояния, тактические действия и мышление.

Этнические принципы

строго соблюдать правилы игры и народные традиции, уважительное отношение друг другу, уважать соперника независимо от уровня подготовленности; во время удара не мешать.

Развитие физических качеств

развитие быстроты, ловкости и координации движения, силы мышц руки и ног.

Развитие сознания. 

активизируется мышление, точность координации; умение принять правильное решение, дисциплинированность, игровая активность.

Социальные навыки

уважения старших и партнеров, овладевание навыками равноправного действия в игре .

Воспитательный момент

дисциплинированность, активность, решительность и смелость в игре.


Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с