Таш тепмей (игра в классы)

Источник знания

Кыргызские народные подвижные игры и физические упражнения, Б.: 2003.

Носитель знания

Д.п.н, профессор Анаркулов Х.Ф., 2003

Исследователь 

д.м.н., профессор Карасаева А.Х.

Подано от Кыргызской государственной медицинской академии и Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта

Описание игры

Игра направлена  на развитие навыков ощущения пространства без контроля зрения после нагрузки на вестибулярный аппарат

Подготовка к игре:  количество играющих – 2-6; место – площадка, двор. Инвентарь – плоские камни. Игроки рисуют прямоугольник, делят его на «классы», обычно – 6-10 с полем для отдыха. Согласно договоренности или жеребьевке устанавливается очередность.

Содержание игры: игрок, находясь в одном месте от передней линии прямоугольника, бросает свой камешек в первый «класс». Если попадает, то он впрыгивает туда на одной ноге, выбивает камешек через все классы поочередно. Затем камешек бросается во 2-й класс. Если он попадает, то прыгает на одной ноге в 1-й класс, перепрыгивает во 2-й и оттуда выбивает камешек через остальные классы поочередно. Каждый раз, бросая камешек и впрыгивая за ним из «класса» в «класс», игрок имеет право отдохнуть в «зоне отдыха» и затем продолжать движение. Когда игрок заканчивает 6 или 10 класс, он получает новое задание (как бы экзамен): он должен пройти с закрытыми глазами по всем «классам»,не наступив нигде на черту. Считается, что после выполнения этого задания он закончил игру. Игрок, совершивший ошибку, уступает свою очередь следующему, запомнив, на каком этапе остановился, с тем, чтобы при следующей своей очереди начать с того места, где была допущена ошибка. Во время прохождения по всем классам с закрытыми глазами каждый раз, когда игрок наступает ногой в очередной «класс», он должен спрашивать: «такпы же так эмеспи»? («чет или нечет»). Если он попал в нужный «класс», играющие отвечают ему «так», и он продолжает идти дальше, если же не попал, то ему отвечают «так эмес», и он, открыв глаза и убедившись в своей ошибке, передает очередь следующему. Побеждает тот, кто раньше закончит игру.  

Игровая единица: пройти все классы

Правила игры: нельзя наступать на черту, переходить из одного «класса» в другой, пропустив очередной

Методическое указание: место для игры должно быть ровным.

Организаторы

наиболее опытные лица

Стратегия игры

навык точного попадания

Этнические принципы

приобщение к новому ощущению

Развитие физических качеств и состав движений

развивает координацию движений, мышцы ног, прыгучесть.

Развитие сознания

развивает мышление, сенсорные способности, сообразительность,

Социальные навыки

ситуационные, развлекательные

Этические нормы

проявлять уважение к другим участникам

Креативность

формирование навыков преодоления трудностей

Воспитательный момент

воспитание настойчивости, целеустремленности


Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с