Тогуз коргоол

Источник знания

Кыргызские народные игры, развивающие мышление.  г.  Бишкек- 2004г.

Носитель знания

Кийизбаев  М.С.  К.Касымов , А. Чылымов, Т.Орозобаков – 1992 г.и другие Д.Омурзаков., М.К.Саралаев -1981 г.

Исследователь

И.о.доцента Джаманкулов К.Д., д.м.н.,профессор Карасаева А.К.

Подано от Кыргызской государственной медицинской академии и Кыргызской государственной  академии ФК и Спорта

Описание игры:

Подготовка к игре: количество участников - от 2 и более;  место проведения – спортивный зал, класс; инвентарь –  доска тогуз коргоола.

Содержание игры: это настольная игра между двумя соперниками на специальной доске. Доска состоит из восемнадцати домов (лунок) и двух казанов (чаши). На каждой стороне находятся по 9 домов,  пронумерованные 

c 1 до 9 слева направо и каждый дом имеет свое название: 1 «куйрук», 2 «ат-ѳтпѳс», 3 «текилдек», 4 «далы», 5 «бел», 6»ак-колтук» 7 «эки тиш», 8 «кѳк мойун» 9 «ооз», так же по одному казану. В начале игры в каждом доме находятся по 9коргоолов, всего 162. Игра начинается с жеребьевки. Игрок  начинающий игру берет все коргоолы из любого дома со своей стороны и начинает раскладывать с этого дома в правую сторону (против часовой стрелки) по одному в каждой следующий дом, нельзя пропускать дом или вложить по два коргоола в один дом, если коргоолы после раскладки в свои дома остались, то дальше начинают вложить в сторону соперника начиная с 1-го дома, далее по порядку. При отпускании  последнего коргола в дом соперника, в котором становится четное число, то ход считается результативным и игрок забирает все коргоолы из этого дома и кладет в свой казан.  Ход переходит к следующему игроку, и так игра продолжается, ходы поочередно переходят то к одному то к другому игроку. Если последний  коргоол  попадает на сторону соперника и там становится нечетное  число коргоолов, то ходы считается нерезультативным. Когда в доме один коргоол  и с ним можно ходить, тогда этот дом остается пустым, и коргоол перекладывается в следующий дом. Если последний коргоол попадает в один из домов на своей стороне, то независимо от числа получившихся там коргоолов, коргоолы ни кем не забираются. В случае попадая  последнего  коргоола  на стороне соперника становится три коргоола, то правилами  соревнований разрешено один раз взять эти коргоолы и этот дом объявить «тузом», и этот дом отмечается отличительным предметом, этим самым игрок  выигрывает  данный дом соперника, и все коргоолы, которые в последующем попадут в туз, он забирает в свой казан.             

Игровая единица:  создать комбинации ходов, чтобы они были результативными.

Правила игры: каждый игрок во время игры может объявить туз только один раз. Поменять или взять еще один туз нельзя. В доме «ооз» (9) не может быть тузов, а также нельзя объявлять одноименный дом тузом, т.е. если имеется уже туз в доме с таким же номером. Партия считается оконченной, если один из игроков набрал 82 коргоола или  на стороне у одного из игроков не осталось коргоолов. В этом случае подсчитываются коргоолы, находящиеся у него в казане, если у него меньше 81 коргоола, партия считается проигранной, в случае если 81 коргоол, то ничья, если 82 и более, - то выигрыш. На соревнованиях за победу дают 1 очко, ничья 0,5, за проигрыш  0 очков. Победителем соревнований становится игрок, у которого наибольшее количество очков. При равенстве очков рассматриваются  результаты встречи между ними. Если они не играли или сыграли вничью, то подсчитываются  коэффициенты А. Чылымова, Б. Бергера, восходящие или убывающие и т. д., - то по положению соревнований. 

Организаторы

осуществляется под руководством опытного участника или тренера, учителя ф. к. 

Стратегия игры

планировать игру более сильным игроком

Умственное развитие

сообразительность, быстрота принятия решений, развитие мышления, планирование результативной атаки на несколько ходов в перед

Социальные навыки

уважение партнеров в игре, равноправное отношение независимо от возраста

Этические нормы

понимание, любовь к народным традициям и играм

Воспитательный момент

уважение друг  друга, коллективизм, честность в игре


Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с