Качмай топ (лапта)

Источник знания

Кыргызские народные подвижные игры и физические упражнения Б.: 2003-205с.

Носитель знания

д.п.н., профессор Анаркулов Х.Ф.

Исследователь 

и.о.доцента Арыкова Ч.Н.

Подано от Кыргызской Государственной медицинской академии и Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта

Описание игры

 Возраст участников игры - для среднего и старшего школьного возраста

Подготовка к игре. количество играющих -  10-20 человек, если команды смешанные, то количество девушек и юношей в командах должно быть одинаковое. Размер площадки в зависимости от числа играющих - 80-100 м в длину и 40-60 м в ширину. На обоих концах площадки чертой обозначены маары (верхний и нижний концы площадки). В результате жеребьевки одна из команд бьет мяч, а другая ловит его (стережет), располагаясь на площадке. Капитан или один из участников по поручению капитана подает мяч для удара. Первая команда по очереди выходит на место – круг для удара, имея в руках палку метровой длины (примерно).

Содержание игры: по готовности судья дает сигнал. Подавальщик подбрасывает мяч, обычно скатанный из шерсти коровы, вверх перед бьющим получает право на очередной удар в том случае, если успевает сбегать до верхней маары и обратно. Добежав до верхней маары, можно возвращаться до исходного положения после очередного удачного удара партнера. В случае опасности можно вернуться назад к нижней мааре, но без права на очередной удар.

 Игроки в поле, схватив мяч с земли, пытаются осалить мячом пробегающих. Если кого-либо осалят, сами бегут на линию для удара, а игроки, стоящие у линии для удара, бегут в поле и стремятся попасть мячом в игрока, не успевшего убежать с поля. Команда, успевшая в полном составе стать у линии для удара, остается там и начинает отбивать мяч в поле. Если полевой игрок поймает его в воздухе, вся его команда переходит на линию для удара, а игроки с линии удара идут в поле. Побеждает та команда, которая больше находилась у линии для удара. Команды играют до обусловленного времени или счета.

Игровая единица:

1. Ударное движение по мячу битой, левой и правой рукой. 

2. Осаливание игрока мячом.

Правила: 

  1. 1.Игроки у линии для удара отбивают мяч в поле по очереди, установленной капитаном. 
  2. Каждый игрок бьет по мячу один раз, при промахе удар по мячу не повторяется. 
  3. Промахнувшийся все равно должен бежать через поле и обратно за правом на следующий удар.
  4. Падающий должен подбрасывать мяч так, чтобы было легко ударить по нему, иначе он обязан повторить подбрасывание. И так – 3 раза, если 3 раза он подбросит плохо, его меняют. Перебегающий должен оставить палку у линии для удара. Попадание мячом засчитывается лишь в том, случае если оно непосредственно.
  5. Если игрок пробил мяч слабо, он может не бежать до «мары», а ждать хорошего удара, выполняемого затем кем-нибудь из игроков. 
  6. Поэтому одновременно могут бежать несколько игроков, пробивших мяч неудачно.
  7. Подающий имеет право осалить перебегающих, как и игроки в поле.
  8. Перебегать можно только до тех пор, пока мяч находится в поле, игрокам при перебежке нельзя выходить и отбивать мяч за боковые линии. 
  9. Если это случилось, команда меняются ролями. Если не окажется, что после удара предпоследнего игрока никто из команды бьющих не успел добежать до «мары» и обратно, подавальщик производит три подачи последнему бывшему, если и в этом случае никто не успел сходить за правом бить, бывшая команда проиграла и команды меняются местами.

Подведение итогов игры: побеждает та команда, которая выполнила больше перебежек и получила больше очков.

Методические указания: участники делятся на две равные по количеству команды. Если команды смешанные, то количество девушек и юношей и их возраст в командах должен быть одинаковым. При отсутствии теннисного мяча для игры можно использовать тряпочный. Длина палки - 70-80 см, толщина 3-3,5 см, с одного конца ее немного стачивают, чтобы легче было держать в руках, на другом конце она остается круглой.

Организаторы

под руководством руководителя игры или старших товарищей во дворе

Стратегия игры

умение разрабатывать стратегию и тактику нападения и защиты

Развитие физических качеств и состав движений.

Сила, выносливость. Сложный, индивидуально-командный; развивает мышцы тела, координацию движений, ловкость, меткость, комплексный, ситуативный

Развитие сознания 

сообразительность, гибкость ума

Социальные навыки

целеустремленность, выдержка воля к победе

Этические нормы

Уважать достоинство соперника, уметь достойно проиграть

Креативность

способность правильно и точно выполнить подбрасывание и осуществить удар по мячу

Воспитательный момент

самостоятельность, сообразительность, выдержка, взаимопонимание


Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с