Топ - таш

Источник знания

Кыргызские народные подвижные игры и физические упражнения Б.: 2003-205с.

Носитель знания

д.п.н.,профессор Анаркулов Х.Ф. Д.Омурзаков ,Ю.Мусин.-1973 г.

Исследователь 

и.о.доцента Арыкова Ч.Н.

Подано от Кыргызской государственной медицинской академии и Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта

Описание игры

Возраст участников игры:

Для учащихся младших классов



 

Подготовка к игре: количество участников -  4-6 человек. Площадка, двор, кабинет или класс. Инвентарь - пять камешков одинаковой формы и окружности.

Содержание игры. Игра проводится в трех вариантах.

Первый вариант игры:

  1. 4 камешка лежат на земле. Один камешек подкинуть вверх и до его опускания вниз успеть той же рукой поднять с земли еще один камешек и поймать подброшенный. В руке два камешка. 
  2. Подбросить оба камешка и успеть поднять еще один и поймать. В руке 3 камешка.
  3. Подбросить 3 камешка и успеть поднять еще 1 и присоединить к тем трем, поймав их в воздухе. В руке 4 камешка.
  4. Подбросить 4 камешка, поднять с земли последний, пятый и присоединить его к четырем.
  5. Подбросить все 5, успеть ладонью хлопнуть о землю и поймать камешки. Во всех случаях играют только одной рукой.

Второй вариант игры:

  1. Разбросать камешки перед собой так, чтобы каждый упал отдельно.
  2. Подбрасывая 1 камешек, поднять каждый раз по одному (за 4 раза- 4 шт).
  3. Разбросать камешки так же и поднять их парно.
  4. Разбросать камешки и поднять за 1 раз 3 камешка.
  5. Разбросать камешки и поднять 4 лежащих камешка (отдельно) за 1 раз. При этом, беря нужные камешки рукой, не задевать остальные.

Третий вариант игры:

  1. Разбросать камешки.
  2. Большой и указательный пальцы левой руки упереть о землю, изобразив «арку» (ворота).
  3. Правой рукой подбросить 1 камешек и пока н находится в воздухе, пропустить через арку еще 1 из лежащих камешков. После этого успеть поймать подброшенный камешек.
  4. То же самое проделать с двумя, а затем с тремя камешками.
  5. И, наконец, пропустить через арку сразу 4 камешка.

Игра продолжается. Выполняются все более сложные упражнения. Сбившийся при выполнении приема или нарушений условия игры «теряет ход» и ждет своей очереди. Игру он продолжает с того момента, на котором до этого сбился.

Игровая единица

1.Ловко взять один камень, подбрасывая камень вверх в течении полета камня уметь взять второй камень. 2.Побрасывание и ловкое подбирание камешков.

Обучать этническим принципам действий: уважать достоинство соперника, взаимовыручка, выдержка.

Подведение итогов игры: побеждает тот, у кого не будет ошибок во всех вариантах игры, и кто пройдет все коны игры.

Методические указания: обычно можно эту игру проводить зимой. Когда нет спортивного зала, то в классе, можно на ковре.

Организаторы

учитель ф.к., старшие товарищи, опытные игроки

Стратегия игры

уважать достоинство соперника, взаимовыручка, выдержка

Развитие физических качеств и состав движений

развивает мышцы рук, корпуса тела. Навыки жонглирования пальцами. Сложный, требует быстроты реакции на движущий объект.

Развития сознания

сообразительность, целеустремленность, сосредоточенное внимание

Социальные навыки

умение работать с соперником. умение соблюдать культуру стиля; уметь правильно подобрать камешки по соответствующей фигуре или окружности

Этические нормы

соблюдать очередность, уважать достоинство соперника

Креативность

умение ловко подбрасывать и ловить камешки одновременно

Воспитательный момент.

дисциплинированность, самопознание, самостоятельность при принятии решения


Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с