Источник знания |
Кыргызские народные подвижные игры и физические упражнения Б.: 2003-205с. |
Носитель знания |
д.п.н., профессор Анаркулов Х.Ф. |
Исследователь |
и.о.доцента Арыкова Ч.Н. |
Подано от Кыргызской медицинской академии и Кыргызской государственной академии по физической культуре и спорта |
|
Описание игры: Для среднего и старшего возраста. |
Подготовка к игре: количество играющих – 20-30 человек; место - спортивный зал, площадка, двор. Инвентарь - камушки размером 10х7см. Первый игрок ставит свою бабку на расстоянии 20м от линии броска. Второй игрок ставит бабку на 1,5 м ближе, чем бабка первого, но и линия его броска отмечается на 1,5 и ближе, чем линия броска первого. Третий, четвертый и пятый игроки ставят свои бабки на 1,5и ближе (третий от второго, четвертый от третьего, пятый от четвертого), вынося на столько же и свои линии броска. В результате расстояние от линии броска каждого игрока до его бабки составляет 20м. Право первого удара получает команда, представитель которой первым попадает битой в бабку, поставленную на 20 метровой отметке. Содержание игры: в порядке очередности игроки производят удары битой по своим бабкам. При попадании получают 5 очков. Биты и попавших, и промахнувшихся остаются на месте падения. Все промахнувшиеся издали и в том же порядке бьют по бабке, не поднимая биты с земли, пружинистым ударом любого пальца руки (отводить или пружинить палец помогает другая рука). При попадании игрок получает 1 очко. В случае промаха игрок лишается права удара в этом кругу (потеря хода). После того, как игроки, не использовавшие свои вторые удары, опять промахнутся, на помощь приходит игрок, который попал в свою бабку еще при ударе издали (на 20м). Он выбивает оставшиеся бабки своих партнеров. Бить он может, пока не промахнется. Если же промахнется, его сменяет следующий игрок, не потерявший право на удар. После первой команды с этих же линий, в таком же порядке приступает к игре вторая команда. Игровая единица: 1. Ударное движение битой по «бабке», левой и правой рукой. 2. Попадание игрока камушком в «бабку». Правила игры: 1. Если бита, направленная в «бабку», на своем пути задела любую из лежащих бит, то попадание в «бабку» не засчитывается. 2. Если у 2-х партнеров биты лежат на одинаковом расстоянии от «бабки», первым бьет тот, кто раньше бросал свою бабку в кон. Подведение итогов игры: побеждает команда, первая набравшая обусловленное количество очков (30 -40) |
Организаторы |
под руководством руководителя или опытных игроков |
Стратегия игры |
умение разрабатывать стратегию и тактику нападения и защиты |
Этнические принципы |
уважать достоинство соперника, уметь достойно проиграть |
Развитие физических качеств и состав движений |
меткость, развивает мышцы рук, координацию движений, ациклическим видам |
Развитие сознания. |
развитие сознательного отношения при соблюдении правил во время игры; соперничество между игроками |
Социальные навыки |
умение работать в команде |
Этические нормы |
соблюдать очередность и технику безопасности |
Креативность |
уметь наносить удар битой по мячу |
Воспитательный момент |
целеустремленность, выдержка, самостоятельность |
Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с