Жаш балдардын жарышы (состязание детей в беге)

 

Источник знания

Кыргызские народные подвижные игры и физические упражнения, Б.: 2003.

Носитель знания

д.п.н., профессор Анаркулов Х.Ф. 2003г.

Исследователь 

к.б.н., доцент Абдырахманова Д.О.

Подано от Кыргызской государственной медицинской академии и Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта

Описание игры

Подготовка к игре: количество участников – 10–12; место – поле, стадион. Выбирается водящий, отмечается дистанция; остальные участники становятся в ряд.

Содержание игры: по команде водящего участники стараются быстрее пробежать дистанцию. Упражнение повторяется 2 – 5 раз. Побеждает игрок, прибежавший к финишу первым.

Игровая единица: бег на скорость стандартной дистанции

Правила игры: нельзя начинать состязание до команды, мешать друг другу, не добегать до финиша

Методические указания: возраст участников должен быть одинаковым, дистанция соответствовать возрасту и физической подготовленности.

Организаторы

наиболее опытные игроки

Стратегия игры

развитие тактических действий в беге

Этнические принципы

сохранение традиций - быстроты движения

Развитие физических качеств и состав движений

координация движения, скорость, развивает двигательные способности, ловкость, выносливость. Развивает мышцы ног, туловища

Развитие сознания

мышление

Социальные навыки

индивидуально-командные, комплексные

Этические нормы

уважение к сопернику

Креативность

определение значимости

Воспитательный момент

целеустремленность, настойчивость в достижении цели

Игра: «Жаш балдардын жарышы» (состязание детей в беге)

Цель: Освоение содержательной стороны игры «Жаш балдардын жарышы» (состязание детей в беге). Игра преимущественно связанная с развитием двигательных способностей:  координации движений, скорости, ловкости и элементов скоростной выносливости.

Задачи урока:

   1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Жаш балдардын жарышы».

   2. Развитие координации движений, скорости, ловкости.

   3. Воспитание мышления, уважения соперника, честности, умению сделать выводы.

Конечный результат: формирование умений и навыков овладения игровой единицей – бег на скорость стандартной дистанции.

Место проведения и инвентарь: спортивная площадка, поле, стадион, зал.

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов и лиц.

 

 

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение в 1 шеренгу.

10-15 сек

В 1 шеренгу – становись.

2.Задание на внимание

1-2 мин

Сообщение задачи урока

Расчет на 1-й, 2-й

1-2-3 – перестроение из 1 шеренги в -2

4 – хлопок перед собой

5-6 – поворот направо

7-8 – 2 хлопка перед собой

1-2-3 – перестроение из колонны по 1 в колонну по 2

4 – хлопок над головой

5-6 – поворот налево

7-8 – 2 хлопка над головой

2 мин

Выполнять по рассказу

 

Повторно выполнять 3 раза подряд в нарастающем темпе

 

Определить ошибки, качество выполнения

Можно выполнять отдельно на восьмерке

3. Перестроение по 2, 3, 4 с поворотом в движении

10-15 сек

Указать дистанцию, интервал

4. Размыкание по распоряжению

10-15 сек

Разомкнись!

5. Общеразвивающие упражнения без предметов

4-мин

4-6 раз

Способ выполнения раздельный

6. Перестроение в 1 шеренгу

10-15 сек

Следить за осанкой

Основная часть 24 мин

1.Разучивание игры Жаш балдардын жарышы (состязание детей в беге)

 

Подготовка: Выбирается водящий, отмечается дистанция; остальные участники становятся в ряд. Число игроков 10-12, без ограничения пола.

Содержание игры: По команде водящего участники стараются быстрее пробежать дистанцию. 

18-19 мин

Определить значимость в игре себя и соперника. Умение действовать в полную силу, выработка тактики и стратегии.

Правила игры

1.Нельзя начинать состязание до команды, 

2.Мешать друг другу, 

3.Не добегать до финиша. 

 

Побеждает прибежавший к финишу первым. Затем игра продолжается. Бег может повторяется 2 – 5 раз.

Подведение итогов игры

Определение победителя

1 мин.

Поощрить победителей, выявить лучших.

Упражнение на силовую выносливость

- и.п. о.с.

- 1-полуприсед, руки вперед

- 2 – и.п.

3-4 тоже

4 мин

 

20 раз

Выполнять поочередно по 3 подхода. Темп средний.


 

Заключительная часть 5 мин

Построение группы в 1 шеренгу

10-15 сек

В любой точке зала

Упражнение на дыхание 

1- руки вверх, подняться на носки –вдох;

2- руки опустить – выдох;

3-4 тоже

1,5-2 мин

Проводить по показу и рассказу

Подведение итогов занятия

3 мин

Выявить лучших

Домашнее задание

  1. полный присед
  2. встать

3-4 тоже

30 сек

3 подхода по 10 раз

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях

Выполнять в быстром темпе.

 


Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с