Айры куйрук (вилохвостый)

 

Источник знания

Кыргызские народные подвижные игры и физические упражнения, Б.: 2003.

Носитель знания

д.п.н., профессор Анаркулов Х.Ф. 2003г.

Исследователь 

к.б.н., доцент Абдырахманова Д.О.

Подано от Кыргызской государственной медицинской академии и Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта

Описание игры

Подготовка к игре: количество участников - неограниченное; место – площадка; выбрать водящего.

Содержание игры: увидев в небе зависшего беркута, сокола или другую хищную птицу, дети, подняв голову, кричат и декламируют: «Аиры куйрук куу-ку! Аиры куйрук куу-ку!», («Вилохвостый, догони! Вилохвостый, догони!»). Потом, подражая хищным птицам, играют в свою игру, выбирают беркута, цыплят, курочку-мать. Беркут должен переловить всех цыплят, мать сторожить их, а цыплята резвятся и бегают от хищницы. 

Игровая единица: хищная птица за минимальное время должна переловить всех цыплят

Правила игры: после того, как водящий поймал всех цыплят, выбирается новый водящий

Методические указания: площадка не обязательно должна быть открытой, на ней могут быть кустарники, маленькие деревья и т.д.

Организаторы

под руководством опытного участника

Стратегия игры

творческий подход

Этнические принципы

сохранение древней игры

Развитие физических качеств и состав движений

координация движений, меткость, ловкость, быстрота  реакции. Развивает мышцы тела, рук, ног

Развитие сознания

мышление, воображение

Социальные навыки

элементарные, индивидуально-групповые, комплексные, развлекательные

Этические нормы

правильно реагировать на успехи и неудачи свои и своих товарищей

Креативность

нестандартный подход к выполнению задания

Воспитательный момент

укрепляет дружбу между игроками

Игра: «Айры куйрук»  (вилохвостый).

Цель: Освоение содержательной стороны игры «Айры куйрук»  (вилохвостый), для развития двигательных качеств преимущественно связанных с координацией движений, меткостью, ловкостью, быстротой  реакции и мышления.

Задачи урока:

   1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Айры куйрук»  

   2. Развитие координации движений, меткости, ловкости, быстроты  реакции.

   3. Воспитание мышления, правильной реакции на успехи и неудачи свои и своих товарищей, умение делать выводы.

Конечный результат: формирование умений и навыков и овладение игровой единицей – хищная птица за минимальное время должна переловить всех цыплят.

Место проведения: спортивная площадка,  футбольное поле, спортивный зал. Инвентарь: площадка

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов и лиц.

 

 

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение в 1 шеренгу.

10-15 сек

В 1 шеренгу – становись.

2.Задание на внимание

1-2 мин

Сообщение задачи урока

Расчет на 1-2

3.Перестроение в колонну по одному

4.ходьба в колонне по одному на носках, руки на поясе 

5.бег в колонне по одному

6. по сигналу воспитателя ходьба врассыпную, бег врассыпную

4-5 мин

Выполнять по рассказу

 

Колени не сгибать

 

Не мешать друг другу

Разбегаться в разные стороны

3. Перестроение по 2, 3, 4 с поворотом в движении

10-15 сек

Указать дистанцию, интервал

4. Размыкание по распоряжению

10-15 сек

 

5. Общеразвивающие упражнения без предметов

5-6 мин

4-6 раз

Способ выполнения одновременный (раздельный)

6. Перестроение в 1 шеренгу

10-15 сек

Следить за осанкой

Основная часть 24 мин

1.Разучивание подвижной игры Айры куйрук (вилохвостый)

 

Подготовка: Игра проводится по всей площадке зала. Дети, подражая хищным птицам, выбирают беркута, цыплят, курочку-мать.

Беркут находится на одной стороне, напротив становится курочка мать и за нею цыплята. 

Число игроков 10-16, без ограничения пола и возраста.

Содержание игры: По команде ведущего беркут должен переловить всех цыплят, мать должна сторожить их, а цыплята резвятся, бегают от хищницы и кричат, декламируют: «Айры куйрук куу-ку! Айры куйрук куу-ку!», («Вилохвостый, догони! Вилохвостый, догони!»).

10-12 мин.

Организовать эмоциональный настрой игроков, развлечения и формирование неожиданных новых ситуаций.

Правила игры.  

1.Хищная птица за минимальное время должна переловить всех цыплят.

2.После того как беркут поймал всех цыплят, выбирается новый беркут.

3. Нельзя толкаться, мешать друг другу.

4.Победитель определяется по количеству пойманных цыплят. 

 

Лучшим беркутом становится тот, кто переловит всех цыплят. Лучшей курочкой матерью становится та курочка, которая не даст ловить цыплят. Игра продолжается до тех пор, пока или беркут не переловит цыплят или курочка спасет всех цыплят.

Подведение итогов игры

Определение победителя

1 мин.

Поощрить победителей.

Упражнение на быстроту

- челночный бег 5х5

3 подхода

Выполнять поочередно по 3 подхода. Темп средний.

Заключительная часть 5 мин

Построение группы в 1 шеренгу

10-15 сек

В любой точке зала

Упражнение на расслабление

и.п. о.с. 

1- 3 взявшись за локоть противоположной руки тянут ее.

4 –и.п.

5-8 тоже со сменой руки

1,5-2 мин

Проводить по показу и рассказу

Подведение итогов занятия

3 мин

Выявить лучшие пары

Домашнее задание

- прыжки со скакалкой 

30 сек

По 15 раз в 3 подхода

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях

 


Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с