Ат оюн (игра в лошадки)

Источник знания

Кыргызские народные подвижные игры и физические упражнения, Б.: 2003.

Носитель знания

д.п.н., профессор Анаркулов Х.Ф. 2003г.

Исследователь

к.б.н., доцент Абдырахманова Д.О.

Подано от Кыргызской государственной медицинской академии и Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта

Описание игры

Подготовка к игре: количество участников - 10-16; место - площадка, поле, стадион, зал; инвентарь – 2 веревки по 3м. Выбирается водящий, остальные делятся на две равные команды и становятся в шеренги на расстоянии 5 метров друг от друга. Обозначается дистанция с отметкой старта и финиша. От каждой команды на старт выходят по два человека. Один из них надевает веревку и пропускает сзади под руки, другой, завязав концы, берется за веревку и становится сзади, слегка натянув веревку.

Содержание игры: по команде водящего игроки начинают передвигаться по дистанции. Как только они проходят дистанцию, веревки передаются следующей паре и т.д.

Игровая единица: управление лошадкой

Правила игры: нельзя начинать передвигаться без команды водящего, передавать веревки следующей паре, не пройдя дистанцию.

Методические указания: площадка должна быть ровной. Игроки не должны сбивать друг друга.

Организаторы

под руководством опытного участника или руководителя

Стратегия игры

выявление активных детей и лидеров

Этнические принципы

умение ладить с конем, взаимопонимание с животным (другом), езда

 

Развитие физических качеств и состав движений

развивает выносливость, координация движений, скорость, выносливость, координация движений. Развивает мышцы тела, тазобедренные суставы и суставы верхнего пояса, устойчивость положения, поддержание осанки, красота движений при управлении лошадью, развивает мышцы ног.

Развитие сознания

сообразительность, быстрота принятия решений

Социальные навыки

взаимодействие с животным, с окружающей средой, навык управления лошадью

Этические нормы

понимание ценности коня, любовь к природе, дисциплина

Креативность

манера езды, выработка красоты осанки и движения

Воспитательный момент

самодисциплина, самопознание, самовоспитание, взаимопомощь

Конспект урока

Игра: «Ат оюн» (игра в лошадки)

Цель: Освоение содержательной стороны игры «Ат оюн» (игра в лошадки). Игра для развития двигательных качеств, преимущественно связанных с быстротой, силой, ловкостью и взаимодействию с партнером.

Задачи урока:

1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Ат оюн» (игра в лошадки) 

2. Развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и ловкости

3. Воспитание уважения соперника, честности, самопознания, самовоспитания, умение сделать выводы.

Конечный результат: формирование умений, навыков и овладение игровой единицей - управление лошадкой. 

Место проведения и инвентарь: площадка, поле, стадион, спортивный зал, 2 веревки по 1,5 метра. 

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов.

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение в шеренгу. Объяснение задания. 

По сигналу воспитателя дети перестраиваются в колонну по одному и идут по залу за ведущим.

10-15сек





 

В одну шеренгу становись!

2. ходьба на носках, руки на поясе, бег. 

1мин

При ходьбе на носках воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы ноги были прямые, шаги короткие, туловище выпрямлено и подтянуто, пятки не касались пола, руки удобно поставлены на поясе. Темп средний.

3. ходьба и бег между предметами, поставленными в один ряд

Расстояние 40 см,

40-50сек

В ходьбе и беге между предметами главное – ловко, не касаясь и не задевая предметов, пройти и пробежать между ними. 

Упражнение в ходьбе и беге проводятся в чередовании.

4. Перестроение в 3 колонны по сигналу воспитателя

10-15сек

Налево в колонну по 3 марш!

5. Обще развивающие упражнения с мячом.

4 мин

Способ выполнения поточный.

Основная часть 26 мин

2. Разучивание подвижной игры «Ат оюн» (игра в лошадки). 




 

Подготовка: Выбирается водящий, остальные делятся на две равные команды и становятся в шеренги на расстоянии 1,5 метра друг от друга. Обозначается дистанция с отметкой старта и финиша 15м. От каждой команды на старт выходят по два человека. Один из них  надевает веревку и пропускает сзади под руки, другой, завязав концы, берется за веревку и становится сзади, слегка натянув веревку. 

Число игроков 10-16, без ограничения пола и возраста.

Содержание игры:

По команде водящего игроки начинают передвигаться по дистанции. Как только они проходят дистанцию, веревки передаются следующей паре и т.д. 

8-10мин

Организовать эмоциональный настрой «ездока и лошади», умение действовать в полную силу, выработка тактики, стратегии, формирование неожиданных новых ситуаций

Правила:

1. Нельзя начинать передвигаться без команды водящего.

2. Нельзя передавать веревки, следующей паре, не пройдя дистанции.

3. Надо добегать до конца дистанции. 

Побеждает команда, которая первой завершит движение.

3. Подведение итогов игры.

1мин

Поощрить победителей.

4. Упражнение на выносливость и силу

- прыжки (подпрыгивание на двух ногах);

-подбрасывание малого мяча (диаметр 6-8 см) вверх двумя руками. 




 

-бег в среднем темпе

4-6 прыжков

 

12-15 раз






 

1,5 мин

Выполнять подряд, затем пауза и снова прыжки по сигналу воспитателя.

 

При выполнении бросков воспитатель обращает внимание детей на исходное положение ног: ноги врозь, мяч в согнутых руках перед собой. Следить за полетом мяча и ловить, стараясь не прижимать его к груди.

Бег в среднем темпе в колонне по одному. 

Заключительная часть 5 мин

1. Построение группы в 1-у шеренгу.

10-15 сек

В 1 шеренгу – становись!

2. Упражнение на осанку

-ходьба на носках, руки на поясе

- ходьба на пятках, руки за голову 

1мин

Оказать помощь по показу и рассказу. Спину держать прямо. Выполнять глубокий вдох на 1-2 и на 3-4 выдох.

3. Подведение итогов занятия.

3 мин

Выявить лучшую команду.

4.Домашнее задание

- прыжки в высоту с места

-бросание мяча вверх и ловля руками, с хлопком в ладоши

 

4-5 раз

15-20 раз

Выполняется в домашних условиях


Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с