Балдардын ат оюну (игра в коняшки)

Источник знания

Кыргызские народные подвижные игры и физические упражнения, Б.: 2003.

Носитель знания

д.п.н., профессор Анаркулов Х.Ф. 2003г.

Исследователь 

к.б.н., доцент Абдырахманова Д.О.

Подано от Кыргызской государственной медицинской академии и Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта

Описание игры

Подготовка к игре: количество участников – 2-4; место - комната, площадка, лужайка. Участники делятся на «всадников» и «коней». «Кони» - из числа более взрослых; всадники садятся на них верхом. 

Содержание игры: «Кони» ходят по комнате на четвереньках, постепенно усложняя способ передвижения. 

Игровая единица: умение удержаться на коне 

Правила игры:  нельзя делать резкие движения

Методические указания: местность должна быть просторной, ровной, чистой. Игроки не должны сбивать друг друга.

Организаторы

под руководством старшего по возрасту, воспитателя

Стратегия игры

удержаться на коне

Этнические принципы

воля к победе, развитие чувства соперничества, приобретение навыка езды на лошади

Развитие физических качеств и состав движений

ловкость, координация движений, гибкость, выносливость. Развивает мышцы тела, спины, рук, ног,  устойчивость осанки, красота движения  

Развитие сознания

целеустремленность, умение быстро оценивать обстановку, быстрое принятие решений, интуиция, эмоции, интеллект, мышление

Социальные навыки

умение управлять лошадью, принятие решений, завоевательский характер, умение ладить с конем

Этические нормы

бережное отношение к лошади, уважение партнеров, чувство справедливости, управление настроением, самоуправление, саморегуляция эмоции, не унижает достоинства, выполнение обязательств

Креативность

умение распределять силы лошади, общий эмоциональный настрой ездока и лошади, умение действовать в полную силу, выработка тактики, стратегии, формирование неожиданных новых ситуаций

Воспитательный  момент

испытать самого себя, лошадь. Уважение соперника, честность, самопознание, самовоспитание, умение сделать выводы.

 

Конспект

Игра: «Балдардын ат оюну» (игра в коняшки)

Цель: Освоение содержательной стороны игры «Балдардын ат оюну» (игра в коняшки) (как можно дольше находиться на спине взрослого) для развития двигательных качеств, преимущественно связанных с координацией движений, ловкостью.

Задачи урока:

1. Разучивание игровой единицы игры «Балдардын ат оюну»

  1. Развитие ловкости
  2. Воспитание честности, самопознания, самовоспитания, умение сделать выводы, быстроты ответной реакции.

Конечный результат: формирование умений, навыков и овладение игровой единицей – умение держаться на коне.

Место проведения инвентарь: спортивный зал, ровная местность, лента.

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов.

 

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение в 1 шеренгу.

10-15 сек

В 1 шеренгу – становись. Сообщение задач урока.

Подготовить необходимый инвентарь.

2. Повороты

-направо

-налево

15 сек

Выполнять одновременно. Выполнять через левое, правое плечо.

3. Подскоки

-на правой ноге по 4 раз

-на левой ноге по 4 раз

(далее попеременно)

15 сек

Подскоки пружинистые. Выпрыгивать  не высоко, на носках. Выполнять одновременно.

4. Перестроение из колонны по 1-у в колонну по 2-а с поворотом в движении

10-15 сек

Налево в колонну по 2 марш!

5. Общеразвивающие упражнения

3-4 мин

4-6 раз

Способ выполнения - одновременный.

Основная часть 24 мин

1. Построение в 2 колонны

 

2. Разучивание подвижной игры «Балдардын ат оюну» (игра в коняшки). 



 

Подготовка: и.п. игроки стоят в 2 колонны, одна колонна участников являются «всадниками», а вторая колонна «конями». «Кони» могут быть из числа взрослых это родители, старшие брат, сестра, ровесник, «всадники» садятся на «коней» верхом держась за ленту повязанную на шее «коня».

Содержание игры: По сигналу воспитателя «Кони» ходят по залу на четвереньках, постепенно усложняя способ передвижения. 

Время удержания на спине «коняшки» до 10 минут (возможны вариации), затем определяются лучшие всадники, пары меняются, и игра начинается сначала.

10 сек

 

23мин 






















 

После общеразвивающих упражнений дети остаются построенными в 2 колонны.

Организовать эмоциональный настрой ездока и лошади, умение действовать в полную силу, выработка тактики, стратегии, формирование неожиданных новых ситуаций

Правила: 1.Игра начинается по команде воспитателя. «Кони» ходят по залу свободно в разных направлениях 10 минут, затем пары меняются и движение продолжается. 

2.Побеждают «всадники», которые удержались на «коне» 10 минут без ошибок.

3. Начать ходьбу только по сигналу воспитателя.

4. Нельзя делать резкие движения.

5. Игроки не должны сбивать друг друга.

6. Удержаться на коне до 10 минут.

 

Побеждают «всадники», которые удержались 10 минут без ошибок.

3. Упражнение на выносливость

- приседания

2 подхода по 20 раз

Выполнять поочередно по 2 подхода. Темп обычный.

Заключительная часть 5 мин

1. Построение группы в 1 шеренгу

15 сек

В одну шеренгу – становись!

2.Упражнение на осанку

-ходьба на носках, руки на поясе

- ходьба на пятках, руки за головой

1,5 мин

Оказать помощь по показу и рассказу. Спину держать прямо. Выполнять на раз глубокий вдох на два глубокий выдох, 3-4 тоже.

3.Подведение итогов урока

3 мин

Выявить лучших игроков.

4.Домашнее задание

- прыжки со скакалкой

 

- приседание 

30 сек

10 раз по 2 подхода

10 раз

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях

1. Построение группы в 1 шеренгу

15 сек

В одну шеренгу – становись!

2.Упражнение на осанку

-ходьба на носках, руки на поясе

- ходьба на пятках, руки за головой

1,5 мин

Оказать помощь по показу и рассказу. Спину держать прямо. Выполнять на раз глубокий вдох на два глубокий выдох, 3-4 тоже.

     

3.Подведение итогов урока

3 мин

Выявить лучших игроков.

4.Домашнее задание

- прыжки со скакалкой

 

- приседание 

30 сек

10 раз по 2 подхода

10 раз

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях

 


Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с