Бут менен ташты алыстыкка ыргытмай (броски камешков ногой на дальность)

 

Название игры 

Бут менен ташты алыстыкка ыргытмай (броски камешков ногой на дальность)

Источник знания

Кыргызские народные подвижные игры и физические упражнения, Б.: 2003.

Носитель знания

д.п.н., профессор Анаркулов Х.Ф. 2003г.

Исследователь 

к.б.н., доцент Абдырахманова Д.О.

Подано от Кыргызской государственной медицинской академии и Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта

Описание игры

Подготовка к игре: количество участников – 4–6; место – площадка; инвентарь – камешки. Отмечается линия для метания, после чего участники становятся в ряд. Очередной участник согласно договоренности на линии для метания кладет 1–3 камешка.

Содержание игры: участник, подняв с земли зажатый пальцами ног камешек, бросает его на дальность. То же самое делают следующие участники. Побеждает тот, кто сумеет дальше других метнуть ногой камешек.

Игровая единица: отбрасывание камня на расстояние захватом пальцами ног.

Правила игры: нельзя заступать за линию для метания, мешать друг другу

Методические указания: разрешается выполнять пробные попытки. Игра усложняется за счет метания вперед, назад, вправо, влево.

Организаторы

судьи, наиболее опытные игроки

Стратегия игры

крепко взять камешек пальцами ног и бросить его максимально далеко

Этнические принципы

упорство, достижение цели. Развивает меткость.

Развитие физических качеств и состав движений

сила, силовая выносливость, ловкость, координация движений. Развивает мышцы ног. Развивает мышцы тела, нижние конечности.

Развитие сознания

внимание, мышление, целеустремленность.

Социальные навыки

ситуационные, индивидуальные

Этические нормы

выявить самых ловких

Креативность

готовность к неожиданным ситуациям

Воспитательный момент

уважение к сопернику

Конспект

Цель: Освоение содержательной стороны игры «Бут менен ташты алыстыкка ыргытмай» (броски камешков ногой на дальность). Игра для развития двигательных качеств преимущественно связанных с силовой выносливостью, ловкостью и координацией движений.

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Бут менен ташты алыстыкка ыргытмай» (броски камешков ногой на дальность).
  2. Развитие силовой выносливости, ловкости и координации движений.
  3. Воспитание уважения по отношению к сопернику, самообладания, морально-волевые качеств, умение делать выводы.

Конечный результат: формирование умений, навыков и овладение игровой единицей - отбрасывание камня на расстояние захватом пальцами ног.

Место проведения и инвентарь: спортивная площадка; спортивный зал, камешки, мяч, скамейка.

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов и лиц.

 

Часть урока

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение в шеренгу, перестроение в колонну по одному. 

30-40сек

В 1-у шеренгу – становись! Сообщение задачи урока.

2. ходьба с высоким подниманием колен, бег врассыпную

30сек

Обратить внимание на правильное выполнение

Спина прямая.

Метод выполнения одновременный.

3. ходьба между кеглями, поставленными в один ряд

30-40сек

Обратить внимание на правильное выполнение. Спина прямая.

Метод выполнения одновременный.

4. бег, переход на ходьбу 

1,5 мин

В умеренном темпе

5. Обще развивающие упражнения в кругу.

5-6мин

4-6 раз

Способ выполнения одновременный.

Основная часть 24 мин

1. Перестроение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись!

2. Разучивание подвижной игры «Бут менен ташты алыстыкка ыргытмай» (броски камешков ногой на дальность).  Подготовка: Отмечается линия для метания, после чего участники становятся в ряд. Очередной участник, согласно договоренности на линии для метания кладет 1 – 3 камешка.

Количество участников – 4 – 6.

Содержание игры:

Участник, подняв с земли зажатый пальцами ног камешек, бросает его на дальность. То же самое делают следующие. 

9-11мин

Готовность к неожиданным ситуациям, эмоциональный настрой, выработка тактики.

 

Правила: Нельзя:

1. Заступать за линию для метания.

2.Мешать друг другу.

3.Кидать больше 3-х камней.

 

Побеждает тот, кто сумеет дальше других метнуть ногой камешек.

3. Подведение итогов игры.

1мин

Выявить самых метких. 

4. Упражнения на ловкость, силовую выносливость.

- прыжки – спрыгивание со скамейки на полусогнутые ноги





 

- перебрасывание мяча друг другу двумя руками из-за головы

- переползание через препятствия (гимнастическая скамейка)

 

6-8 раз






 

10-12 раз

 

2-3 раз

Выполнять поочередно. Встать на скамейку, ноги слегка расставить, руки отвести назад, спрыгнуть, приземляясь на полусогнутые ноги, руки вынести вперед, затем выпрямиться.

Расстояние 3м одна шеренга от другой.

Бросать точно в цель

Начало на расстоянии 3м от скамеек.

Заключительная часть 5 мин

1.Построение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись!

2. Упражнение на осанку. 

-ходьба на носках, руки на поясе, плечи отвести назад, лопатки соединить.

1-2мин

Дети идут и выполняют глубокие вдохи и выдохи, держат  спину прямо. Метод выполнения одновременный.

3. Подведение итогов занятия.

2мин

Выявить внимательных и метких игроков. 

4.Домашнее задание.

- подбрасывание мяча

30сек

15-20 раз

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях.

 


Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с