Жүрүү (ходьба)

Название игры 

Жүрүү (ходьба)

Источник знания

Кыргызские народные подвижные игры и физические упражнения, Б.: 2003.

Носитель знания

д.п.н., профессор Анаркулов Х.Ф. 2003г.

Исследователь 

к.б.н., доцент Абдырахманова Д.О.

Подано от Кыргызской государственной медицинской академии и Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта

Описание игры

Подготовка к игре: количество участников – неограниченное; место – поле, дорога, берега озер, горные впадины и другие. Выбирают водящего. Участники делятся на две равные команды, которые становятся в шеренги на расстоянии 4-5 метров друг от друга. Отмечается линия старта и от нее в 20-25 метрах кладется предмет или устанавливается столбик.

Содержание игры: по команде водящего участники, стоящие первыми, начинают движение. Дойдя до столбиков, обходят их, возвращаются назад и становятся в колонну последними. Побеждает команда, первой пришедшая на финиш.

Разновидности: дөңгө журуу (ходьба на подъем); дөңдөн тушуу (ходьба со спусков); кумда жүрүү (ходьба по песку); сууда жүрүү (ходьба по воде); өнгул-дөңгул жерлерде жүрүү (ходьба по гористой и пересеченной местности); чан жолдо жүрүү (ходьба по пыльной дороге); карда жүрүү (ходьба по снегу); чөп өскөн жерде жүрүү (ходьба по траве).

Игровая единица: ходьба на скорость, используя разновидности.

Правила игры: нельзя раньше команды начинать ходьбу, во время передвижения мешать друг другу, без объективной причины не доходить до финиша.

Методические указания: подгруппы формировать примерно одного возраста, дистанция должна быть предварительно тщательно проверена.

Организаторы

наиболее опытные игроки

Стратегия игры

использовать скоростные способности

Этнические принципы

сохранение традиций

Развитие физических качеств и состав движений

развивает выносливость, силу, двигательные способности. Развивает мышцы ног, туловища 

Развитие сознания

настойчивость

Социальные навыки

элементарные, индивидуальные, ситуационные

Этические нормы

самостоятельность, взаимоуважение, выдержка

Креативность

нестандартный подход к выполнению задания

Воспитательный момент

укреплять дружбу между игроками, накопление положительных эмоций

Конспект

Цель: Освоение содержательной стороны игры «Жүрүү» (ходьба). Игра для развития  двигательных способностей.

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Жүрүү» (ходьба).
  2. Развитие быстроты и двигательных способностей.
  3. Воспитание дружбы между игроками.

Конечный результат: Формирование умений, навыков и овладение игровой единицей - ходьба на быстроту.

Место проведения и инвентарь: поле, дорога, берега озер, горные впадины, фишка.

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов.

Часть урока

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение в 1-у шеренгу.

30сек

В 1-у шеренгу – становись! Сообщение задачи урока. Подготовить необходимый инвентарь.

2. Перестроение в колонну по одному (прыжком).

30сек

Добиться четкого одновременного выполнения. 

3. Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе

1мин

Метод выполнения одновременный. Вести подсчет. Спина прямая. При ходьбе согнутая в колене нога поднималась вперед-вверх, носок при этом был оттянут, шаги несколько короче, чем при обычной ходьбе.

4. Бег в колонне по одному 

До 1 мин

Бег выполнять за воспитателем, темп бега умеренный. Переход на обычную ходьбу. При беге руки согнуты в локтях и туловище наклонено чуть вперед.

5. Обще развивающие упражнения.

3-4мин

4-6 раз

Способ выполнения раздельный.

Основная часть 24 мин

1. Перестроение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – Становись!

2. Разучивание подвижной игры

 «Жүрүү» (ходьба). 

 

Подготовка: Выбирают водящего. Участники делятся на две равные команды, которые становятся в шеренги на расстоянии 4-5 метрах друг от друга. Отмечается линия старта и от нее в 20-25 метрах кладется предмет или устанавливается фишка. Количество участников – неограниченное.

Содержание игры:

По команде водящего участники, стоящие первыми, начинают движение. Дойдя до столбиков, обходят их, возвращаются назад и становятся в колонну последними. 

10мин

Организовать эмоциональный настрой, выработка тактики, умение действовать в полную силу.

Правила:

  1. Нельзя раньше команды начинать ходьбу.
  2.  Во время передвижения мешать друг другу.
  3.  Без объективной причины не доходить до финиша. 

Побеждает команда, первой пришедшая на финиш.

3. Подведение итогов игры.

1мин

Поощрить победившую команду.

4. Упражнение на ловкость, быстроту реакции

- ползание по гимнастической скамейке на ладонях и коленях.

- ходьба по канату (веревке) боком приставным шагом, руки на поясе.




 

- бросание мяча вверх двумя руками и ловля его, бросание мяча вверх и ловля его с хлопком

 

3-2 раза

 

2-3 раза






 

10-12 раз

 

Воспитатель ставит две скамейки параллельно одна другой и в метре от них вдоль зала кладет два каната. Дети перестраиваются в две колонны и одновременно выполняют вначале ползание, затем упражнение в равновесии. 

По сигналу воспитателя дети перестраиваются в колонну по одному, проходя мимо короба, берут по одному мячу (большого диаметра) и приступают к бросанию.

Заключительная часть 5 мин

1.Построение в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись!

Шар үйлөмөй (надувание шаров) 

Подготовка к игре: Выбирается ведущий. Участники, взяв в руки по шару, становятся в круг; договариваются об очередности.

Содержание игры. По команде одного ведущего все начинают надувать шары. 

1мин

Правила игры.  Нельзя раньше и после команды продолжать надувание. Побеждает тот, кто раньше других сумеет надуть шар. Упражнение может продлиться до обусловленного времени.

3. Подведение итогов занятия.

3мин

Выявить лучшую команду. 

  1. Домашнее задание.

- бег 

 

1,5мин

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях на месте, с перемещением


Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с