Шапалак алмай (хлопки по кистям рук)

Источник знания

Кыргызские народные подвижные игры и физические упражнения, Б.: 2003.

Носитель знания

д.п.н., профессор Анаркулов Х.Ф. 2003г.

Исследователь 

к.б.н., доцент Абдырахманова Д.О.

Подано от Кыргызской государственной медицинской академии и Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта

Описание игры

Подготовка к игре: количество играющих – 2–6; место – площадка, двор, класс, комната. Подготовка. Игроки становятся парами. Один из них кладет руки ладонями вниз на пол или стол, другой держит руки с раскрытыми ладонями на высоте 25 – 30 сантиметров над руками первого.

Содержание игры: второй игрок старается ударить по тыльной части ладони первого; первый, в свою очередь, старается убрать руки.  Если попытка второго удачна, они меняются ролями. Если нет, то все остается как раньше. Затем по желанию игроки меняются партнерами. Игра может быть продолжена до обусловленного времени.

Игровая единица: успеть коснуться по тыльной стороне движущейся руки противника

Правила игры: нельзя раньше времени убирать ладони или наносить удары по ним, придерживать руку партнера.

Методические указания: не убирать руки раньше времени. Распределить игроков по парам.

Организаторы

наиболее опытный игрок

Стратегия игры

внимательно следить за руками соперника

Этнические принципы

развивать быстроту реакции

Развитие физических качеств и состав движений

ловкость, быстрота реакции.  Развивает мышцы рук

Развитие сознания

ситуационность, настойчивость, целеустремленность, психологическая подготовка

Социальные навыки

развлекательные, индивидуально-групповые

Этические нормы

сознательность, дисциплина, честность

Креативность

развивать чувствительность

Воспитательный момент

коллективизм, уважение к сопернику, сознание, понимание 

Конспект урока

Цель: Освоение содержательной стороны игры «Шапалак алмай» (хлопки по кистям рук). Игра для развития двигательных качеств преимущественно связанных с ловкостью, быстротой реакции, настойчивостью, целеустремленностью.

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Шапалак алмай» (хлопки по кистям рук).
  2. Развитие ловкости, быстроты реакции, настойчивости и  целеустремленности.
  3. Воспитание сознательности, дисциплины, честности, уважение сопернику, понимания, самовоспитания.

Конечный результат: формирование умений, навыков и овладение игровой единицы - успеть коснуться по тыльной стороне движущейся руки противника.

Место проведения и инвентарь: площадка, двор, класс, комната, спортивный зал 

Меры безопасности: площадка должна быть без посторонних предметов под ногами.

Часть урока

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение группы в 1-у шеренгу. Перестроение в колонну по одному.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись! Сообщение задачи урока. Подготовить необходимый инвентарь.

2. ходьба на носках, руки на поясе

30-40сек

Добиться четкого выполнения. Подбородок поднять, осанка прямая.

3. Бег 

1,5 мин

Спину держать прямо. Темп средний.

4. ходьба обычная, на пятках

15-20сек

Осанка прямая.

5. Бег

30сек

Темп средний

6. Обще развивающие упражнения.

5мин

4-6 раз

Способ выполнения раздельный.

Основная часть 24 мин

1. Перестроение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись

2. Разучивание подвижной игры «Шапалак алмай» (хлопки по кистям рук). 

 

Подготовка: Игроки становятся парами. Один из них кладет руки ладонями вниз на пол или стол, другой держит руки с раскрытыми ладонями на высоте 25 – 30 сантиметров над руками первого. 

Количество играющих 2–6.

Содержание игры: По команде ведущего второй игрок старается ударить по тыльной части ладони первого; первый в свою очередь старается убрать руки.  Если попытка второго удачна, они меняются ролями. Если нет, то все остается как раньше. Затем по желанию игроки меняются партнерами. Игра может продолжаться до обусловленного времени.

8-10мин

Развитие чувствительности, улучшение эмоционального настроя, умение действовать умно, стратегии, формирование неожиданных новых ситуаций.

Правила.

  1.  Нельзя раньше времени убирать ладони или наносить удары по ним.
  2.  Придерживать руку партнера.
  3. Толкать друг друга. 

Побеждает игрок, предугадавший действия партнера.

3. Подведение итогов игры.

1мин

Выявить самых метких. 

4. Упражнение на координацию движений, ловкость. 

- метание мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 2м.

- ходьба с перешагиванием через набивные мячи, руки на поясе, голову и спину держать прямо, носок оттянуть, за предметы не задевать

 

4-5 раз



 

3-4 раз

Выполнять поочередно.

 

По сигналу дети бросают правой рукой, а затем левой рукой несколько раз.

Ходьба выполняется переменным шагом, т.е. правой и левой ногой, сохраняя равновесие и удерживая правильную осанку.

Заключительная часть 5 мин

1.Построение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись!

2.Упражнение на осанку

-ходьба на носках, руки на поясе

- ходьба на пятках, руки за головой

1-2мин

2.Упражнение на осанку

-1-2 вдох

- 3-4 выдох

Вести подсчет

3. Подведение итогов занятия.

2мин

Выявить внимательных и метких игроков. 

4.Домашнее задание.

-ползание на четвереньках, по прямой, змейкой

- подбрасывание малого мяча

30сек

10м, 2-3 раза

15-20 раз

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях.


Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с