Υкү (сова)

Источник знания

Кыргызские народные подвижные игры и физические упражнения, Б.: 2003.

Носитель знания

д.п.н., профессор Анаркулов Х.Ф. 2003г.

Исследователь 

к.б.н., доцент Абдырахманова Д.О.

Подано от Кыргызской государственной медицинской академии и Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта

Описание игры

Подготовка к игре: групповая детская игра. Участники игры выбирают ведущего и «сову», остальные выполняют роль маленьких пернатых.

Содержание игры: ведущий  громко кричит: «Тан атты!», «Утро!», и все птенцы начинают порхать и летать.

«Сова» застывает  на месте. Ведущий снова  кричит: «Тун кирди», «Наступила ночь!»,  все пернатые застывают, а сова начинает  обходить игроков, стараясь рассмешить их. 

Игровая единица: запутать игроков

Правила игры: если кто-то зашевелится или засмеётся, то они меняются ролями с совой  и игра продолжается вновь.

Методические указания: ведущий должен громко и точно произносить команды.

Организаторы

наиболее опытные игроки

Стратегия игры

развитие тактических действий ведения игры

Этнические принципы

сохранение традиций 

Развитие физических качеств и состав движений

координация движения, ловкость, быстрота. Развивает мышцы тела, рук, ног

Развитие сознания

интеллект, логика, мышление, внимание

Социальные навыки

Индивидуально-командные, комплексные 

Этические нормы

помогает накоплению положительного нравственного опыта

Креативность

умение предугадать действия

Воспитательный момент

находчивость, взаимообучение по решению простейших задач, общительность, коммуникативность, коллективизм, находчивость

Конспект урока

Игра: «Υкү (сова)» (типа день-ночь).

Цель: Освоение содержательной стороны игры  «Υкү (сова)» Игра для развития двигательных качеств преимущественно связанная с развитием координации движений, ловкости и  быстроты.

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Уку (сова)».
  2. Развитие  координации движений, ловкости и  быстроты.
  3. Воспитание нравственности, находчивости,  общительности и коллективизма, взаимообучения по решению простейших задач. 

Конечный результат: формирование умений, навыков и овладение игровой единицей - запутать игроков.

Место проведения и инвентарь: спортивная площадка, лужайка, спортивный зал.  

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов.

Часть урока

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение группы в 1-у шеренгу. Перестроение в колонну по одному, ходьба. По сигналу воспитателя перестроение в колонну по два.

1мин

В 1-у шеренгу – становись! Сообщение задачи урока.

Проверка осанки и равнения.

2. Ходьба в колонне по два, бег врассыпную

30сек

Темп средний. Выполнять одновременно. Руки строго на поясе. Добиться точности выполнения.

3. Ходьба врассыпную, ходьба в колонне по одному, бег в умеренном темпе 

 

До 1мин

Выполнять по рассказу.

Обратить внимание на правильное выполнение. Спина прямая.

Выполнять упражнение по сигналу.

Метод выполнения одновременный.

4. Обще развивающие упражнения в кругу.

5-6мин

4-6 раз

5-6мин

4-6 раз

Основная часть 24 мин

1. Перестроение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись!

2. Разучивание подвижной игры «Υкү (сова)». 

 

Подготовка: Участники игры выбирают ведущего и «сову», остальные  выполняют роль маленьких пернатых Количество играющих 10 – 12. 

Содержание игры:

Ведущий  громко кричит: «Таӊ атты!», «Утро!», и все птенцы начинают порхать и летать.

«Сова» застывает  на месте. Ведущий снова  кричит: «Түн кирди», «Наступила ночь!»,  все пернатые застывают, а сова начинает обходить игроков, стараясь рассмешить их.

Если кто-то зашевелится или засмеётся, то они меняются ролями с совой  и игра продолжается вновь. 

10мин

Умение предугадать действия. Формирование неожиданных, новых ситуаций, тактика и стратегия.

Правила: Попытаться:

1. Не смеяться.

2. Не шевелится.

3. Не толкать друг друга. 

 

Побеждают те игроки, которые ни разу не запнулись.

3. Подведение итогов игры.

1мин

Выявить самых стойких. 

4. упражнение на координацию движения, силовую выносливость.                      

- Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом, руки на поясе.

- прыжки на двух ногах через шнуры, положенные на расстоянии 50 см один от другого (4-5 шт).

- бросание мяча двумя руками от груди стоя в шеренгах на расстоянии 3м.



 

2-3 раза

 

2-3 раза



 

5-6 раз

Метод выполнения поочередный. 

 

Спину держать прямо.

 

Не мешать друг другу.



 

При передаче мяча локти следует опустить вниз, затем, описав мячом небольшую дугу и разгибая руки вперед, активным движением кисти послать мяч, одновременно разгибая ноги.  

Заключительная часть 5 мин

1.Построение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись!

2. Упражнение на внимание:

1-2-шаг вперед

3-4-шаг назад

5-6-шаг влево 

7-8-кругом  

1мин

Оказать помощь по показу и рассказу. Вести подсчет. Требовать точности выполнения движений.

3. Подведение итогов занятия.

2мин

Выявить внимательных и ловких игроков. 

4. Домашнее задание.

- приседание

30-40сек

20 раз

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях.


Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с