Конспекты урока для развития физических качеств средствами народных подвижных игр для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Игра: «Ат оюн» (игра в лошадки)

Цель: Освоение содержательной стороны игры «Ат оюн» (игра в лошадки). Игра для развития двигательных качеств, преимущественно связанных с быстротой, силой, ловкостью и взаимодействию с партнером.

Задачи урока:

1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Ат оюн» (игра в лошадки) 

2. Развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и ловкости

3. Воспитание уважения соперника, честности, самопознания, самовоспитания, умение сделать выводы.

Конечный результат: формирование умений, навыков и овладение игровой единицей - управление лошадкой. 

Место проведения и инвентарь: площадка, поле, стадион, спортивный зал, 2 веревки по 1,5 метра. 

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов.

Часть урока

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение в шеренгу. Объяснение задания. 

По сигналу воспитателя дети перестраиваются в колонну по одному и идут по залу за ведущим.

10-15сек





 

В одну шеренгу становись!

2. ходьба на носках, руки на поясе, бег. 

1мин

При ходьбе на носках воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы ноги были прямые, шаги короткие, туловище выпрямлено и подтянуто, пятки не касались пола, руки удобно поставлены на поясе. Темп средний.

3. ходьба и бег между предметами, поставленными в один ряд

Расстояние 40 см,

40-50сек

В ходьбе и беге между предметами главное – ловко, не касаясь и не задевая предметов, пройти и пробежать между ними. 

Упражнение в ходьбе и беге проводятся в чередовании.

4. Перестроение в 3 колонны по сигналу воспитателя

10-15сек

Налево в колонну по 3 марш!

5. Обще развивающие упражнения с мячом.

4 мин

Способ выполнения поточный.

Основная часть 26 мин

2. Разучивание подвижной игры «Ат оюн» (игра в лошадки). 




 

Подготовка: Выбирается водящий, остальные делятся на две равные команды и становятся в шеренги на расстоянии 1,5 метра друг от друга. Обозначается дистанция с отметкой старта и финиша 15м. От каждой команды на старт выходят по два человека. Один из них  надевает веревку и пропускает сзади под руки, другой, завязав концы, берется за веревку и становится сзади, слегка натянув веревку. 

Число игроков 10-16, без ограничения пола и возраста.

Содержание игры:

По команде водящего игроки начинают передвигаться по дистанции. Как только они проходят дистанцию, веревки передаются следующей паре и т.д. 

8-10мин

Организовать эмоциональный настрой «ездока и лошади», умение действовать в полную силу, выработка тактики, стратегии, формирование неожиданных новых ситуаций

Правила:

1. Нельзя начинать передвигаться без команды водящего.

2. Нельзя передавать веревки, следующей паре, не пройдя дистанции.

3. Надо добегать до конца дистанции. 

Побеждает команда, которая первой завершит движение.

3. Подведение итогов игры.

1мин

Поощрить победителей.

4. Упражнение на выносливость и силу

- прыжки (подпрыгивание на двух ногах);

-подбрасывание малого мяча (диаметр 6-8 см) вверх двумя руками. 




 

-бег в среднем темпе

4-6 прыжков

 

12-15 раз






 

1,5 мин

Выполнять подряд, затем пауза и снова прыжки по сигналу воспитателя.

 

При выполнении бросков воспитатель обращает внимание детей на исходное положение ног: ноги врозь, мяч в согнутых руках перед собой. Следить за полетом мяча и ловить, стараясь не прижимать его к груди.

Бег в среднем темпе в колонне по одному. 

Заключительная часть 5 мин

1. Построение группы в 1-у шеренгу.

10-15 сек

В 1 шеренгу – становись!

2. Упражнение на осанку

-ходьба на носках, руки на поясе

- ходьба на пятках, руки за голову 

1мин

Оказать помощь по показу и рассказу. Спину держать прямо. Выполнять глубокий вдох на 1-2 и на 3-4 выдох.

3. Подведение итогов занятия.

3 мин

Выявить лучшую команду.

4.Домашнее задание

- прыжки в высоту с места

-бросание мяча вверх и ловля руками, с хлопком в ладоши

 

4-5 раз

15-20 раз

Выполняется в домашних условиях

 


 

Игра: «Из кумай» (ходьба и бег по пятам).

Цель: Освоение содержательной стороны игры «Из кумай» (ходьба и бег по пятам). Игра для развития двигательных способностей, ловкости, быстроты реакции, скорости. 

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Из кумай» (ходьба и бег по пятам).
  2. Развитие ловкости, быстроты реакции, быстроты.
  3. Воспитание уважения к сопернику, честности, эстетического эффекта, самовоспитания и самопознания.

Конечный результат: формирование умений, навыков и овладение игровой единицей - умение идти по следу.

Место проведения и инвентарь: спортивная площадка, спортивный зал, поле, лужайка.

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов.

 

Часть урока

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1 шеренгу – становись! Проверка равнения и осанки, объяснение заданий. 

2. Ходьба в колонне по одному, переход на ходьбу между предметами, затем бег.

30сек

по сигналу воспитателя. Упражнения в ходьбе и беге чередуются.

3. Ходьба врассыпную, бег врассыпную

30сек

По сигналу воспитателя, чередование. При беге за границы площадки не выходить.

4. Перестроение из колонны в круг.

10-15сек

Указать дистанцию, интервал

5. Обще развивающие упражнения в кругу.

5-6мин

4-6 раз

Способ выполнения поточный

Основная часть 24мин

2. Разучивание подвижной игры «Из кумай» (ходьба и бег по пятам). 

 

Подготовка: Выбирается водящий. Остальные становятся в колонну по одному, плотно друг к другу за водящим. 

Количество участников 3-15. 

Содержание игры: По сигналу колонна во главе с водящим движется по площадке, увеличивая скорость. Когда скорость движения становится достаточно большой, водящий, начинает изменять направление движения. Остальные строго должны следовать за ним. Участники, не сумевшие следовать за водящим, удержаться в колонне, выбывают те, кто сумел удержаться, считаются победителями. 

8-10мин

Формирование неожиданных и новых ситуаций. Предугадать действия, воспитать внимание, сосредоточенность. 

Правила:

  1. Нельзя отставать при движении от впереди  идущего.
  2. Водящему как можно чаще изменять направление движения.
  3. Надо суметь удержаться в колонне. 

Игра продолжается до обусловленного времени или счета.

3. Подведение итогов игры.

2мин

Поощрить победивших. Похвалить всю группу.

4. Упражнение на ловкость и силу:

- прыжки в высоту с места

-бросание мяча вверх и ловля руками, с хлопком в ладоши

- ползание на четвереньках между предметами в чередовании с ходьбой и бегом

 

4-5 раз

15-20 раз

 

2-3 раз


 
 

Метод организации фронтальный. 

Выполнять одновременно.


 

Заключительная часть 5 мин

Игра «Күзгүбү же таракпы?» Подготовка к игре: Участники методом жеребьёвки определяют водящего, который садится спиной к остальным на расстоянии  5-6 м с закрытыми глазами. Количество участников - неограниченно; определить водящего

Содержание игры:

Игрок подходит сзади водящего и закрывает его глаза ладонями. Один из игроков спрашивает: «Күзгүбү же таракпы?» «Зеркало или гребёнка?». После ответа водящего, он проводит ладонями или как күзгү (зеркало) гладко, или как тарак (гребёнка) раскрытыми пальцами рук. После этого садится на своё место. Затем водящий должен отгадать, кто подходил. 

4,5-5 мин

Правила игры. Если угадает, они меняются местами. Если не угадал, продолжает водить дальше.

3. Подведение итогов занятия.

1мин

Выявить лучших игроков. Сделать замечания не дисциплинированным.

4.Домашнее задание.

- прыжки со скакалкой

- ходьба на четвереньках

30сек

20 раз

До 5 мин

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях.

 


 

Игра: «Жүрүү» (ходьба).

Цель: Освоение содержательной стороны игры «Жүрүү» (ходьба). Игра для развития  двигательных способностей.

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Жүрүү» (ходьба).
  2. Развитие быстроты и двигательных способностей.
  3. Воспитание дружбы между игроками.

Конечный результат: Формирование умений, навыков и овладение игровой единицей - ходьба на быстроту.

Место проведения и инвентарь: поле, дорога, берега озер, горные впадины, фишка.

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов.

Часть урока

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение в 1-у шеренгу.

30сек

В 1-у шеренгу – становись! Сообщение задачи урока. Подготовить необходимый инвентарь.

2. Перестроение в колонну по одному (прыжком).

30сек

Добиться четкого одновременного выполнения. 

3. Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе

1мин

Метод выполнения одновременный. Вести подсчет. Спина прямая. При ходьбе согнутая в колене нога поднималась вперед-вверх, носок при этом был оттянут, шаги несколько короче, чем при обычной ходьбе.

4. Бег в колонне по одному 

До 1 мин

Бег выполнять за воспитателем, темп бега умеренный. Переход на обычную ходьбу. При беге руки согнуты в локтях и туловище наклонено чуть вперед.

5. Обще развивающие упражнения.

3-4мин

4-6 раз

Способ выполнения раздельный.

Основная часть 24 мин

1. Перестроение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – Становись!

2. Разучивание подвижной игры

 «Жүрүү» (ходьба). 

 

Подготовка: Выбирают водящего. Участники делятся на две равные команды, которые становятся в шеренги на расстоянии 4-5 метрах друг от друга. Отмечается линия старта и от нее в 20-25 метрах кладется предмет или устанавливается фишка. Количество участников – неограниченное.

Содержание игры:

По команде водящего участники, стоящие первыми, начинают движение. Дойдя до столбиков, обходят их, возвращаются назад и становятся в колонну последними. 

10мин

Организовать эмоциональный настрой, выработка тактики, умение действовать в полную силу.

Правила:

  1. Нельзя раньше команды начинать ходьбу.
  2.  Во время передвижения мешать друг другу.
  3.  Без объективной причины не доходить до финиша. 

Побеждает команда, первой пришедшая на финиш.

3. Подведение итогов игры.

1мин

Поощрить победившую команду.

4. Упражнение на ловкость, быстроту реакции

- ползание по гимнастической скамейке на ладонях и коленях.

- ходьба по канату (веревке) боком приставным шагом, руки на поясе.




 

- бросание мяча вверх двумя руками и ловля его, бросание мяча вверх и ловля его с хлопком

 

3-2 раза

 

2-3 раза






 

10-12 раз

 

Воспитатель ставит две скамейки параллельно одна другой и в метре от них вдоль зала кладет два каната. Дети перестраиваются в две колонны и одновременно выполняют вначале ползание, затем упражнение в равновесии. 

По сигналу воспитателя дети перестраиваются в колонну по одному, проходя мимо короба, берут по одному мячу (большого диаметра) и приступают к бросанию.

Заключительная часть 5 мин

1.Построение в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись!

Шар үйлөмөй (надувание шаров) 

Подготовка к игре: Выбирается ведущий. Участники, взяв в руки по шару, становятся в круг; договариваются об очередности.

Содержание игры. По команде одного ведущего все начинают надувать шары. 

1мин

Правила игры.  Нельзя раньше и после команды продолжать надувание. Побеждает тот, кто раньше других сумеет надуть шар. Упражнение может продлиться до обусловленного времени.

3. Подведение итогов занятия.

3мин

Выявить лучшую команду. 

  1. Домашнее задание.

- бег 

 

1,5мин

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях на месте, с перемещением

 


 

Игра: « Өрдөк басыш» (передвижение в приседе).

Цель: Освоение содержательной стороны игры «Өрдөк басыш» (передвижение в приседе). Для развития  двигательных качеств ловкости, выносливости, быстроты реакции, быстроты.

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Өрдөк басыш» (передвижение в приседе).
  2. Развитие  ловкости, выносливости, быстроты реакции, быстроты.
  3. Воспитание честности, уважение к сопернику, самодисциплины.

Конечный результат: формирование умений, навыков и овладение игровой единицейпередвижение, сидя на корточках.

Место проведения и инвентарь: спортивная площадка, зал.

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов.

 

Часть урока 

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение в 1-у шеренгу.

30сек

В 1-у шеренгу – становись! Сообщение задачи урока. Подготовить необходимый инвентарь.

2. Перестроение в колонну по одному (прыжком).

30сек

Добиться четкого одновременного выполнения. 

3. Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе

1мин

Метод выполнения одновременный. Вести подсчет. Спина прямая. При ходьбе согнутая в колене нога поднималась вперед-вверх, носок при этом был оттянут, шаги несколько короче, чем при обычной ходьбе.

4. Бег в колонне по одному 

До 1 мин

Бег выполнять за воспитателем, темп бега умеренный. Переход на обычную ходьбу. При беге руки согнуты в локтях и туловище наклонено чуть вперед.

5. Обще развивающие упражнения.

3-4мин

4-6 раз

Способ выполнения раздельный.

Основная часть 24 мин

1. Перестроение группы в 2-е шеренги.

10-15сек

В 2-е шеренги – становись!

2. Разучивание подвижной игры 

«Өрдөк басыш» (передвижение в приседе). 

Подготовка: Выбирают водящего, остальные, разделившись на две команды, становятся в шеренги на расстоянии 3-4 метра друг от друга. Водящий отмеряет дистанцию 25-30 метров с отметками старта и финиша; направляющие выходят на старт и занимают позу в приседе.

Количество участников 12-20.

Содержание игры: По команде водящего направляющие передвигаются по дистанции в приседе; как только они пересекут финишную линию, начинают передвигаться следующие. 

9мин

Умение действовать в полную силу, организовать эмоциональный настрой команды, развить тактику и преодолевать себя.

Правила. Нельзя:

1. Раньше команды воспитателя начинать передвижение.

2. Передвигаться стоя.

3. Передвигаться очередному участнику, пока не пересечет линию финиша товарищ по команде. 

Побеждает команда, пришедшая на финиш первой. Упражнение может повторяться 2-3 раза.

3. Подведение итогов игры.

2мин

Поощрить победившую команду.

4. Упражнение на ловкость и устойчивое равновесие

- Перебрасывание мячей друг другу.

 

- ползание по скамейке, опираясь на предплечья и колени.

- Равновесие – ходьба по канату боком приставным шагом с мешочком на голове, руки на поясе.

   

Двумя  руками из-за головы, ноги на ширине плеч, стоя в двух шеренгах на расстоянии 2,5м.

Выполнять поочередно. Соблюдать  дистанцию.

Заключительная часть 5 мин

1.Перестроение в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись!

2. Упражнение на осанку

-ходьба на носках, руки на поясе, плечи отвести назад, лопатки соединить.

1мин

Оказать помощь по показу и рассказу. Темп медленный. Метод выполнения одновременный. 

Выполнять на 1-2 глубокий вдох и на 3-4 выдох.

3. Подведение итогов занятия.

2мин

Выявить лучшую команду. 

4.Домашнее задание.

- ходьба по прямой линии

- бросание мяча вверх двумя руками и ловля его, бросание мяча вверх и ловля его с хлопком

 

20м

10-12 раз

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях.

 


 

Игра: «Кубалап жетмей» (догонялки).

Цель: Освоение содержательной стороны игры  «Кубалап жетмей» (догонялки). Игра для развития  двигательных качеств: быстроты, ловкости, координации движений.

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Кубалап жетмей» (догонялки).
  2. Развитие  быстроты, ловкости, координации движений, 
  3. Воспитание дружбы между игроками, коллективизма, взаимоуважения.

Конечный результат: формирование умений, навыков и овладение игровой единицы - догнать и коснуться соперника.

Место проведения и инвентарь: спортивная площадка, поле, зал.

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов.

Часть урока

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1. Построение в одну шеренгу.

1мин

В 1-у шеренгу – становись!

Сообщение задачи урока. Подготовить необходимый инвентарь.

2. Ходьба в колонне по одному на носках, руки на поясе, затем на пятках, руки за голову

60сек

Добиться четкого одновременного выполнения. Осанка прямая.

3. бег в среднем темпе за воспитателем, ходьба

2 мин

Метод выполнения одновременный. Вести подсчет. Спина прямая.

4. Перестроение из колонны по 1-у в колонну по 2-а.

10-15сек

Налево в колонну по 2-а – марш! Указать дистанцию, интервал.

6. Обще развивающие упражнения в игре.

5-6мин

4-6 раз

Способ выполнения поточный (раздельный).

Основная часть 24 мин

1. Перестроение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – Становись!

2. Разучивание подвижной игры «Кубалап жетмей» (догонялки). 

 

Подготовка: Выбирается водящий. Остальные, разделившись на команды, становятся лицом друг к другу на расстоянии 5-6 метров: отмечается дистанция, оговариваются условия.

Количество участников – 2-20. 

Содержание игры:

По команде водящего одна команда убегает, а другая догоняет в пределах договоренной дистанции. Затем меняются ролями. 

10мин

Становление  личности, организовать эмоциональный настрой игроков. Формирование неожиданных новых ситуаций.

Правила. Нельзя:

  1. Без команды убегать или догонять. 
  2.  Ловить друг друга за пределами площадки.
  3. Толкать друг друга. 
 

Упражнение может повторяться 2 и более раз. По итогам определяется команда – победительница.

3. Подведение итогов игры.

30-40сек

Выявить самых активных игроков из группы.

4. Упражнение на ловкость и устойчивое равновесие

- Перебрасывание мяча друг другу.

 

- ползание по скамейке, опираясь на предплечья и колени.

- Равновесие – ходьба по канату боком приставным шагом с мешочком на голове, руки на поясе.

2мин

3/20м

 

Двумя  руками из-за головы, ноги на ширине плеч, стоя в двух шеренгах на расстоянии 2,5м.

Выполнять поочередно. Соблюдать  дистанцию.

Заключительная часть 5 мин

1.Построение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись!

2. Упражнение на расслабление

И.п - О.С.

1-руки вперед

2-руки вверх

3-руки в сторону

4-И.п

3 мин

Оказать помощь по показу и рассказу. Упражнение выполнять в медленном темпе. Руки прямые, ноги не сгибать. Дыхание произвольное.

3. Подведение итогов занятия.

1 мин

Выявить лучших и активных игроков.

  1. Домашнее задание.

- Прыжки со скакалкой

30сек

3х10раз

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях.

 


 

Игра: «Учту-Учту» (летели-летели).

Цель: Освоение содержательной стороны игры  «Учту-Учту» (летели-летели). Игра для развития двигательных качеств, преимущественно связанных с ловкостью, быстротой и вниманием.

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Учту-Учту» (летели-летели).
  2. Развитие  ловкости, быстроты и внимания.
  3. Воспитание уважения друг к другу, воспитание уверенности в своих силах, настойчивости, самообладания и решительности.

Конечный результат: формирование умений, навыков и овладение игровой единицей - поднятие руки при произнесении летающего предмета.

Место проведения и инвентарь: спортивная площадка, лужайка, спортивный зал, бруски, обруч, мешочки.  

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов.

Часть урока

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения.

1мин

В 1-у шеренгу – становись! Сообщение задачи урока.

2. Ходьба в колонне по одному. 

30сек

По сигналу воспитателя дети переходят на ходьбу в медленном темпе.

3. Ходьба в различном темпе 

1мин

Темп средний, быстрый. Спина прямая.

4.Ходьба в колонне по одному и врассыпную

30-40сек

В среднем темпе

5. Переход на ходьбу и перестроение в колонну по три, размыкание по распоряжению для проведения упражнений обще развивающего характера.

10-15сек

Темп медленный, сохранять осанку.

6. Обще развивающие упражнения в движении.

3-4мин

4-6 раз

Способ выполнения раздельный.

Основная часть 24 мин

1. Перестроение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись!

2. Разучивание подвижной игры «Учту-Учту» (летели-летели).  

 

 

Подготовка: Выбирается водящий, остальные участники игры становятся полукругом. Водящий становится впереди так, чтобы ему хорошо было видно игроков.   

 Количество играющих 10 – 15. 

Содержание игры: Водящий произносит «учту – учту» и, подняв руку,  называет какую – либо птицу.  За водящим все участники тоже поднимают руки, тем самым подтверждая, что эта птица действительно может летать. Затем водящий быстро называет то птицу, то что – либо в рифму, но не летающее, тем самым стараясь сбить с толку играющих. Проигрывает тот, кто поднял руку тогда, когда были названы нелетающие  предметы или живое существо. 

8-10мин

Умение читать мысли, организовать эмоциональный настрой для самого себя. Формирование неожиданных новых ситуаций.

Правила: Нельзя:

  1. Кроме водящего другим игрокам произносить «учту – учту».
  2. шуметь.
 

Проигрывает и тот ребенок, который больше всех ошибается кто там, где надо было, не поднимает рук. Проигравший должен исполнить – песню, танец.

3. Подведение итогов игры.

1мин

Выявить самых внимательных игроков из группы.

4. Упражнение на выносливость

- пролезание в обруч боком

- перешагивание через бруски (кубики) с мешочком на голове 

- прыжки на двух ногах с мешочком, зажатым между колен.

 

5-6раз

 

2-3 раза

 

2-3 раза

 

Не задевая верхний край



 

Расстояние 2-3 метра

Заключительная часть 5мин

1.Построение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись!

2. Упражнение на расслабление

-ходьба

1-2 руки вверх, вдох

3-4 руки вниз, выдох

1мин

Оказать помощь по показу и рассказу. Метод выполнения одновременный. Ходить по площадке в медленном темпе. Следить за осанкой.

3. Подведение итогов занятия.

2мин

Выявить внимательных и активных игроков.

4.Домашнее задание.

- прыжки на правой и левой ноге

- прыжки на обеих ногах

 

- бросание мяча о стену

30сек

По 4 раза

По 4 раза

 

15-20 раз

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях.

Прыжки выполнять с чередованием.


 


 

Игра: «Υкү (сова)» (типа день-ночь).

Цель: Освоение содержательной стороны игры  «Υкү (сова)» Игра для развития двигательных качеств преимущественно связанная с развитием координации движений, ловкости и  быстроты.

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Уку (сова)».
  2. Развитие  координации движений, ловкости и  быстроты.
  3. Воспитание нравственности, находчивости,  общительности и коллективизма, взаимообучения по решению простейших задач. 

Конечный результат: формирование умений, навыков и овладение игровой единицей - запутать игроков.

Место проведения и инвентарь: спортивная площадка, лужайка, спортивный зал.  

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов.

Часть урока

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение группы в 1-у шеренгу. Перестроение в колонну по одному, ходьба. По сигналу воспитателя перестроение в колонну по два.

1мин

В 1-у шеренгу – становись! Сообщение задачи урока.

Проверка осанки и равнения.

2. Ходьба в колонне по два, бег врассыпную

30сек

Темп средний. Выполнять одновременно. Руки строго на поясе. Добиться точности выполнения.

3. Ходьба врассыпную, ходьба в колонне по одному, бег в умеренном темпе 

 

До 1мин

Выполнять по рассказу.

Обратить внимание на правильное выполнение. Спина прямая.

Выполнять упражнение по сигналу.

Метод выполнения одновременный.

4. Обще развивающие упражнения в кругу.

5-6мин

4-6 раз

5-6мин

4-6 раз

Основная часть 24 мин

1. Перестроение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись!

2. Разучивание подвижной игры «Υкү (сова)». 

 

Подготовка: Участники игры выбирают ведущего и «сову», остальные  выполняют роль маленьких пернатых Количество играющих 10 – 12. 

Содержание игры:

Ведущий  громко кричит: «Таӊ атты!», «Утро!», и все птенцы начинают порхать и летать.

«Сова» застывает  на месте. Ведущий снова  кричит: «Түн кирди», «Наступила ночь!»,  все пернатые застывают, а сова начинает обходить игроков, стараясь рассмешить их.

Если кто-то зашевелится или засмеётся, то они меняются ролями с совой  и игра продолжается вновь. 

10мин

Умение предугадать действия. Формирование неожиданных, новых ситуаций, тактика и стратегия.

Правила: Попытаться:

1. Не смеяться.

2. Не шевелится.

3. Не толкать друг друга. 

 

Побеждают те игроки, которые ни разу не запнулись.

3. Подведение итогов игры.

1мин

Выявить самых стойких. 

4. упражнение на координацию движения, силовую выносливость.                      

- Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом, руки на поясе.

- прыжки на двух ногах через шнуры, положенные на расстоянии 50 см один от другого (4-5 шт).

- бросание мяча двумя руками от груди стоя в шеренгах на расстоянии 3м.



 

2-3 раза

 

2-3 раза



 

5-6 раз

Метод выполнения поочередный. 

 

Спину держать прямо.

 

Не мешать друг другу.



 

При передаче мяча локти следует опустить вниз, затем, описав мячом небольшую дугу и разгибая руки вперед, активным движением кисти послать мяч, одновременно разгибая ноги.  

Заключительная часть 5 мин

1.Построение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись!

2. Упражнение на внимание:

1-2-шаг вперед

3-4-шаг назад

5-6-шаг влево 

7-8-кругом  

1мин

Оказать помощь по показу и рассказу. Вести подсчет. Требовать точности выполнения движений.

3. Подведение итогов занятия.

2мин

Выявить внимательных и ловких игроков. 

4. Домашнее задание.

- приседание

30-40сек

20 раз

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях.


 


 

Игра: «Бут менен ташты алыстыкка ыргытмай» (броски камешков ногой на дальность).

Цель: Освоение содержательной стороны игры «Бут менен ташты алыстыкка ыргытмай» (броски камешков ногой на дальность). Игра для развития двигательных качеств преимущественно связанных с силовой выносливостью, ловкостью и координацией движений.

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Бут менен ташты алыстыкка ыргытмай» (броски камешков ногой на дальность).
  2. Развитие силовой выносливости, ловкости и координации движений.
  3. Воспитание уважения по отношению к сопернику, самообладания, морально-волевые качеств, умение делать выводы.

Конечный результат: формирование умений, навыков и овладение игровой единицей - отбрасывание камня на расстояние захватом пальцами ног.

Место проведения и инвентарь: спортивная площадка; спортивный зал, камешки, мяч, скамейка.

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов и лиц.

 

Часть урока

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение в шеренгу, перестроение в колонну по одному. 

30-40сек

В 1-у шеренгу – становись! Сообщение задачи урока.

2. ходьба с высоким подниманием колен, бег врассыпную

30сек

Обратить внимание на правильное выполнение

Спина прямая.

Метод выполнения одновременный.

3. ходьба между кеглями, поставленными в один ряд

30-40сек

Обратить внимание на правильное выполнение. Спина прямая.

Метод выполнения одновременный.

4. бег, переход на ходьбу 

1,5 мин

В умеренном темпе

5. Обще развивающие упражнения в кругу.

5-6мин

4-6 раз

Способ выполнения одновременный.

Основная часть 24 мин

1. Перестроение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись!

2. Разучивание подвижной игры «Бут менен ташты алыстыкка ыргытмай» (броски камешков ногой на дальность).  Подготовка: Отмечается линия для метания, после чего участники становятся в ряд. Очередной участник, согласно договоренности на линии для метания кладет 1 – 3 камешка.

Количество участников – 4 – 6.

Содержание игры:

Участник, подняв с земли зажатый пальцами ног камешек, бросает его на дальность. То же самое делают следующие. 

9-11мин

Готовность к неожиданным ситуациям, эмоциональный настрой, выработка тактики.

 

Правила: Нельзя:

1. Заступать за линию для метания.

2.Мешать друг другу.

3.Кидать больше 3-х камней.

 

Побеждает тот, кто сумеет дальше других метнуть ногой камешек.

3. Подведение итогов игры.

1мин

Выявить самых метких. 

4. Упражнения на ловкость, силовую выносливость.

- прыжки – спрыгивание со скамейки на полусогнутые ноги





 

- перебрасывание мяча друг другу двумя руками из-за головы

- переползание через препятствия (гимнастическая скамейка)

 

6-8 раз






 

10-12 раз

 

2-3 раз

Выполнять поочередно. Встать на скамейку, ноги слегка расставить, руки отвести назад, спрыгнуть, приземляясь на полусогнутые ноги, руки вынести вперед, затем выпрямиться.

Расстояние 3м одна шеренга от другой.

Бросать точно в цель

Начало на расстоянии 3м от скамеек.

Заключительная часть 5 мин

1.Построение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись!

2. Упражнение на осанку. 

-ходьба на носках, руки на поясе, плечи отвести назад, лопатки соединить.

1-2мин

Дети идут и выполняют глубокие вдохи и выдохи, держат  спину прямо. Метод выполнения одновременный.

3. Подведение итогов занятия.

2мин

Выявить внимательных и метких игроков. 

4.Домашнее задание.

- подбрасывание мяча

30сек

15-20 раз

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях.

 


 

Игра: «Шапалак алмай» (хлопки по кистям рук).

Цель: Освоение содержательной стороны игры «Шапалак алмай» (хлопки по кистям рук). Игра для развития двигательных качеств преимущественно связанных с ловкостью, быстротой реакции, настойчивостью, целеустремленностью.

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Шапалак алмай» (хлопки по кистям рук).
  2. Развитие ловкости, быстроты реакции, настойчивости и  целеустремленности.
  3. Воспитание сознательности, дисциплины, честности, уважение сопернику, понимания, самовоспитания.

Конечный результат: формирование умений, навыков и овладение игровой единицы - успеть коснуться по тыльной стороне движущейся руки противника.

Место проведения и инвентарь: площадка, двор, класс, комната, спортивный зал 

Меры безопасности: площадка должна быть без посторонних предметов под ногами.

Часть урока

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение группы в 1-у шеренгу. Перестроение в колонну по одному.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись! Сообщение задачи урока. Подготовить необходимый инвентарь.

2. ходьба на носках, руки на поясе

30-40сек

Добиться четкого выполнения. Подбородок поднять, осанка прямая.

3. Бег 

1,5 мин

Спину держать прямо. Темп средний.

4. ходьба обычная, на пятках

15-20сек

Осанка прямая.

5. Бег

30сек

Темп средний

6. Обще развивающие упражнения.

5мин

4-6 раз

Способ выполнения раздельный.

Основная часть 24 мин

1. Перестроение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись

2. Разучивание подвижной игры «Шапалак алмай» (хлопки по кистям рук). 

 

Подготовка: Игроки становятся парами. Один из них кладет руки ладонями вниз на пол или стол, другой держит руки с раскрытыми ладонями на высоте 25 – 30 сантиметров над руками первого. 

Количество играющих 2–6.

Содержание игры: По команде ведущего второй игрок старается ударить по тыльной части ладони первого; первый в свою очередь старается убрать руки.  Если попытка второго удачна, они меняются ролями. Если нет, то все остается как раньше. Затем по желанию игроки меняются партнерами. Игра может продолжаться до обусловленного времени.

8-10мин

Развитие чувствительности, улучшение эмоционального настроя, умение действовать умно, стратегии, формирование неожиданных новых ситуаций.

Правила.

  1.  Нельзя раньше времени убирать ладони или наносить удары по ним.
  2.  Придерживать руку партнера.
  3. Толкать друг друга. 

Побеждает игрок, предугадавший действия партнера.

3. Подведение итогов игры.

1мин

Выявить самых метких. 

4. Упражнение на координацию движений, ловкость. 

- метание мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 2м.

- ходьба с перешагиванием через набивные мячи, руки на поясе, голову и спину держать прямо, носок оттянуть, за предметы не задевать

 

4-5 раз



 

3-4 раз

Выполнять поочередно.

 

По сигналу дети бросают правой рукой, а затем левой рукой несколько раз.

Ходьба выполняется переменным шагом, т.е. правой и левой ногой, сохраняя равновесие и удерживая правильную осанку.

Заключительная часть 5 мин

1.Построение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

В 1-у шеренгу – становись!

2.Упражнение на осанку

-ходьба на носках, руки на поясе

- ходьба на пятках, руки за головой

1-2мин

2.Упражнение на осанку

-1-2 вдох

- 3-4 выдох

Вести подсчет

3. Подведение итогов занятия.

2мин

Выявить внимательных и метких игроков. 

4.Домашнее задание.

-ползание на четвереньках, по прямой, змейкой

- подбрасывание малого мяча

30сек

10м, 2-3 раза

15-20 раз

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях.



 


Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с