Конспекты урока для развития физических качеств средствами народных подвижных игр для людей предпенсионного возраста 50-55 лет

Игра: Кап менен урушуу (бой мешками)

Цель: освоение содержательной стороны игры  Кап менен урушуу (бой мешками). Игра для развития двигательных качеств - быстроты, силы, ловкости.

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры Кап менен урушуу (бой мешками).
  2. Развитие быстроты, силы и ловкости
  3. Воспитание самого себя, воля к победе.

Конечный результат: формирование умений, навыков и овладение игровой единицей - держать удобно мешок и выбивать соперника из круга.

Место проведения и инвентарь:  спортивная площадка, зал, поле, лужайка, мешки, повязки.

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов.

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение в 1-у шеренгу.

10-15 сек

«В 1 шеренгу – становись!». Сообщение задачи урока.

2. Повороты:

-направо;

-налево.

15 сек

Выполнять одновременно. Поворот кругом выполнять через левое плечо.

3. Подскоки:

-на правой ноге 4 раза;

-на левой ноге 4 раза;

15 сек

Подскоки пружинистые. Выпрыгивать  не высоко, на передней части стопы. Выполнять одновременно.

4. Перестроение из колонны по 1-у в колонну по 3-и с поворотом в движении.

10-15 сек

«Налево! В колонну по 3 марш!!

5. Размыкание по распоряжению

10-15 сек

 

6. Общеразвивающие упражнения 

5-6 мин

4-6 раз

Способ выполнения - поточный.

Основная часть 34 мин

1. Перестроение в 1-у шеренгу. 

10-15 сек

«В 1 шеренгу – становись!».

2. Разучивание подвижной игры Кап менен урушуу (бой мешками). 



 

Подготовка: выбирается водящий, остальные игроки делятся на группы и становятся лицом друг к другу на расстоянии 5-6 метров. В середине между ними чертится круг диаметром 3-4 метра. От каждой группы в круг выходит по одному игроку, водящий  дает в руки мешки.

 Количество играющих – 4-12

Содержание игры: по команде водящего игроки, не выходя из круга, стараются ударить друг друга мешками. 

8-10 мин

Организовать эмоциональный настрой, умение действовать в полную силу, выработка тактики, стратегии, формирование неожиданных новых ситуаций.

Правила игры: 

1.Нельзя  выходить из круга. 2.Наносить удары рукой и ногой.

3.Держаться за мешок противника. 

4. Подсказывать другим игрокам. 

 

Выигрывает игрок, нанесший наибольшее количество ударов по сопернику, не выходя из круга. Затем в бой вступают следующие игроки. Игра продолжается.

3. Подведение итогов игры.

1мин

Поощрить победителей.

4. Упражнение на выносливость:

- приседания

20-26 раз

Выполнять поочередно по 2 подхода. Темп медленный.

Заключительная часть 5 мин

1. Построение группы в 1-у шеренгу.

10-15 сек

«В 1 шеренгу – становись!»

2. Упражнение на осанку:

-ходьба на носках, руки на поясе;

- ходьба на пятках, руки за головой. 

1мин

Оказать помощь по показу и рассказу. Спину держать прямо. Выполнять на 1-2 глубокий вдох и на 3-4 - выдох.

3. Подведение итогов занятия.

3 мин

Выявить лучшую команду.

4.Домашнее задание:

- медленный бег


 

30 сек

1,5 мин

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях.


 

Игра: Кар атышмай (игра в снежки)

Цель: освоение содержательной стороны игры Кар атышмай (игра в снежки) для развития двигательных качеств, связанных с координацией движений, меткостью, быстротой, ловкостью и силой. 

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры Кар атышмай (игра в снежки).
  2. Развитие координации движений, меткости, быстроты, ловкости, силы.
  3. Воспитание  коллективизма, всесторонности, активности, сознательности.

Конечный результат: формирование умений, навыков и овладение игровой единицей - быть более точными, попасть как можно больше в группу соперников.

Место проведения и инвентарь: спортивная площадка, двор, снежки.

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов.

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение в 1-у шеренгу.

10-15 сек

«В 1 шеренгу – становись!». Сообщение задачи урока.

2. Ходьба на носках, на пятках, внешней стороне стопы, внутренней стороне стопы.

30 сек

Добиться четкого одновременного выполнения. Темп средний.

3. Подскоки: 

-на правой ноге;

-на левой ноге;

-на двух ногах.

30 сек

Метод организации фронтальный. Добиться четкого одновременного выполнения. Поворот кругом выполнять через левое плечо.

4. Бег – обычный, зигзагом, змейкой, спиной вперед.

10-15 сек

Темп средний. 

5. Перестроение из колонны в круг.

10-15 сек

Указать дистанцию, интервал

6. Общеразвивающие упражнения в кругу.

5-6 мин

4-6 раз

Способ выполнения раздельный.

Основная часть 34 мин

1. Перестроение группы в 1-у шеренгу. 

10-15 сек

«В 1-у шеренгу – становись!».

2. Разучивание подвижной игры Кар атышмай (игра в снежки)

 

Подготовка: выбирается водящий, остальные игроки, разделившись на две группы, становятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15 метров и готовят по нескольку снежков.

Количество участников – 4-16.

Содержание игры: по команде водящего игроки одной команды стараются попасть снежками в игроков другой команды. Затем, то же самое делают игроки другой команды. Игра может повторяться 2-4 раза. 

8-10 мин

Предугадать действия, внимание, сосредоточенность, формирование неожиданных и новых ситуаций. 

Правила игры: Нельзя:

1. Одновременно метать снежки двумя и более игроками. 

2. Игрокам противоположной группы двигаться с места. 

 

Выигрывает группа, чьи игроки оказались более точными.

3. Подведение итогов игры.

2мин

Поощрить победивших. 

4. Упражнение на выносливость:

- прыжки со скакалкой

2мин

Выполнять поочередно по 3 подхода. Темп обычный.

Заключительная часть 5 мин

1. Построение группы в 1-у шеренгу.

10-15 сек

«В 1 шеренгу – становись!».

2. Упражнение на внимание:

И.п.-о.с. 

1-шаг вперед;

2-шаг назад, присед;

3-прыжок, хлопок над головой;

4-и.п.

1.5-2 мин

Оказать помощь по показу и рассказу. Метод выполнения -одновременный. Самый невнимательный делает шаг вперед.

3. Подведение итогов занятия.

3мин

Выявить лучших игроков. 

4.Домашнее задание:

1.подскоки:

- подскоки на правой 4 раза;

- подскоки на левой 4 раза;

-подскоки на двух 4 раза;

2.И.п. основная стойка:

1-2 Полуприсед руки в стороны;

3-4 и.п.

30 сек

 

10-12 раз

 

40 раз

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях.

Темп нарастающий

 

Темп средний


 


 

Игра: «Аркан тартыш же ит тартыш» (перетягивание каната) 

Цель: освоение содержательной стороны игры «Аркан тартыш же ит тартыш» (перетягивание каната).  Игра для развития двигательных качеств, связанных с развитием выносливости, силы, быстроты реакции, ловкости.  

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры Аркан тартыш же ит тартыш (перетягивание каната).
  2. Развитие выносливости, силы, быстроты реакции, ловкости. 
  3. Воспитание дружбы между игроками.

Конечный результат: овладение игровой единицей - перетянуть больше соперников.

Место проведения и инвентарь: поле, дорога, берег озера, аркан.

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов.

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение в 1-у шеренгу.

30 сек

«В 1-у шеренгу – становись!». Сообщение задачи урока. Подготовить необходимый инвентарь.

2. Ходьба:

-на носках;

-на пятках.

30 сек

Добиться четкого одновременного выполнения. Следить за осанкой.

3. Бег медленный

 

1 мин

Метод выполнения одновременный. Вести подсчет. Темп средний. 

4. Перестроение из колонны по одному в колонну по 2-а.

10-15 сек

«Налево! В колонну по 2-а – марш!». Указать дистанцию, интервал.

5. Размыкание по распоряжению.

10-15 сек

 

6. Общеразвивающие упражнения в парах.

5-6 мин

4-6 раз

Способ выполнения раздельный.

Основная часть 34 мин

1. Перестроение группы в 1-у шеренгу.

10-15 сек

«В 1-у шеренгу – становись!».

2. Разучивание подвижной игры Аркан тартыш же ит тартыш (перетягивание каната)

 

Подготовка:  участники состязания выходят от имени команды. Берут в руки аркан, надевают на шею и пропускают под мышками. Участники стоят спиной друг к другу.  Количество участников – неограниченное.

Содержание игры: по команде ведущего игроки, встав спиной друг к другу, стараются перетянуть аркан. Ровно на середине от равноудаленных соперников намечается линия, середина аркана приходится на нее и перевязывается лентой. 

15мин

Организовать эмоциональный настрой, выработка тактики, умение действовать в полную силу.

Правила игры: нельзя начинать игру без команды. 

 

По положению ленты определяется победитель.

3. Подведение итогов игры.

1мин

Поощрить победившую команду.

4. Упражнение на быстроту реакции:

 -с высоким подниманием бедра.

3/10м

Задание выполнять одновременно. Выполнять 3 подхода по 10 метров. Темп средний.

Заключительная часть 5 мин

1.Построение в 1-у шеренгу.

10-15 сек

«В 1-у шеренгу – становись!».

2. Упражнение на внимание:

1-2-шаг вперед;

3-4-шаг влево;

5-6-шаг вправо;

7-8-шаг назад.

1мин

Оказать помощь по показу и рассказу. Следить за осанкой. Руки прижаты к бедрам. Спина прямая. Смотреть прямо.

3. Подведение итогов занятия.

3мин

Выявить лучшую команду. Похвалить группу.

4.Домашнее задание:

- прыжки со скакалкой.

30 сек

20-25 раз

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях.

 

Игра: «Балта ыргытмай (метание топора)»

Цель: освоение содержательной стороны игры «Балта ыргытмай (метание топора)». Игра для развития двигательных качеств, преимущественно связанных с силой, ловкостью, точностью, координацией движений. 

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Балта ыргытмай» (метание топора). 
  2. Развитие силы, ловкости, точности, координации движений. 
  3. Воспитание самого себя,  мужества,  упорства, морально-волевых качеств, личной ответственности, стойкости, самореализации.

Конечный результат: формирование умений, навыков и овладение игровой единицей - дальше всех метнуть топор.

Место проведения и инвентарь:  поле, площадка, балта (топор).

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних лиц и предметов.

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение группы в 1-у шеренгу.

30сек

«В 1-у шеренгу – становись!». Сообщение задачи урока. Подготовить необходимый инвентарь.

2. Ходьба: 

-на носках;

-на пятках.

30сек

Добиться четкого одновременного выполнения. Темп средний.

3. Подскоки:

-на правой ноге 4 раза;

-на левой ноге 4 раза;

-на двух ногах 4 раза.

1мин

Добиться четкого выполнения. Выпрыгивать не высоко. Выполнять одновременно.

4. Бег: 

- правым боком, руки на поясе;

- левым боком, руки на поясе;

- спиной вперед.

10-15сек

Темп средний.

5. Общеразвивающие упражнения в движении.

3-4мин

4-6 раз

Способ выполнения -раздельный.

Основная часть 34 мин

1. Перестроение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

«В 1-у шеренгу – становись!».

2. Разучивание подвижной игры «Балта ыргытмай (метание топора)»

Подготовка: назначается ведущий и два судьи в поле. Игроки делятся на две команды. Из каждой команды выходит по одному игроку в коридор. Прочерчивается линия коридора для каждой команды и поле, в которое бросают топор. После броска сразу отмечается расстояние. Количество участников – 2-6

Содержание игры: по команде ведущего игрок разбегается и выполняет метание топора. Затем в коридор выходит следующий и делает то же самое. Выигрывает тот, кто сумеет дальше всех метнуть топор. 

9мин

Умение правильно использовать силу

 

Правила игры:  Нельзя:

1.В момент метания находиться в поле, поблизости от бросающего топор. 

2.Метать в сторону от коридора.

Поле для метания должно быть вне населенных пунктов. Рекомендуется выполнять пробные броски. 

 

Побеждает игрок, бросивший топор дальше всех.

3. Подведение итогов игры.

2мин

Поощрить победившую команду.

4. Упражнение на выносливость:

- бег

От 1,5 мин до 3 мин

Выполнять одновременно. Темп обычный. Следить за правильным выполнением.

Заключительная часть 5 мин

1.Построение в 1-у шеренгу.

10-15сек

«В 1-у шеренгу – становись!».

2. Упражнение на осанку:

-ходьба на носках, руки на поясе, плечи отвести назад, лопатки соединить.

1мин

Оказать помощь по показу и рассказу. Темп медленный. Метод выполнения -одновременный. Выполнять глубокие вдохи и выдохи.

3. Подведение итогов занятия.

2мин

Выявить лучшую команду. Похвалить группу.

4. Домашнее задание.

1мин

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях.

 

Игра: «Жорго салыш» (состязание иноходцев)

Цель: освоение содержательной стороны игры  «Жорго салыш» (состязание иноходцев). Игра для развития двигательных качеств, преимущественно связанных с быстротой и ловкостью. 

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры «Жорго салыш» (состязания иноходцев).
  2. Развитие быстроты и ловкости.
  3. Воспитание дружбы между игроками, уважение соперника, любовь к животным.

Конечный результат: формирование умений, навыков и овладение игровой единицей - сохранить до конца дистанции заданный бег лошади. 

Место проведения: поле, дорога, ипподром

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов.

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение группы в 1-у шеренгу.

1мин

«В 1-у шеренгу – становись!».

Сообщение задачи урока. 

2. Ходьба (разновидности):

-на носках;

-на пятках;

-в приседе.

30сек

Добиться четкого одновременного выполнения. Темп средний.

3. Бег.


 

1мин

Метод выполнения -одновременный. Вести подсчет. Спина прямая.

4. Перестроение из колонны по 1-у в колонну по 2-а.

10-15сек

«Налево! В колонну по 2-а – марш!». Указать дистанцию, интервал.

6. Обще развивающие упражнения в парах

5-6мин

4-6 раз

Способ выполнения –одновременный.

Основная часть 34 мин

1. Перестроение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

«В 1-у шеренгу – становись!».

2. Разучивание подвижной игры «Жорго салыш» (состязание иноходцев) 

Подготовка: назначаются судьи, выбирается дистанция, определяется возраст участников и лошадей, условия, очередность выступления.

Количество играющих - 2 и более.

Содержание игры: по команде судьи лошади иноходью устремляются вперед. Участники от начала до конца дистанции должны сохранить ровный ритмический бег лошадей, не переходя на другой аллюр. Как максимум на дистанции до 3 километров может быть допущено не более 5 сбоев; на дистанции до 5 километров – до 6 сбоев; на дистанции до 10 километров – до10 сбоев. 

10мин

Становление  личности, организовать эмоциональный настрой игроков. 

Правила игры:  Нельзя:

1. Мешать друг   другу. 

2. Хлестать лошадь. 

Одна и та же лошадь может участвовать только под одним всадником.

Участники должны иметь порядковые номера. 

Сбоем считается случай, когда лошадь делает от 4-12 скачков; 13 и больше уже считается проскачкой, и лошадь снимается с соревнований. 

 

Победитель определяется согласно прихода на финишную линию. 


 

3. Подведение итогов игры.

30-40сек

Выявить самых быстрых игроков из группы.

4. Упражнение на быстроту реакции:

-ловля мяча.

2мин

Задание выполнять одновременно. 

Упражнение в парах. Броски волейбольного мяча. Расстояние 5-6 метров.

Заключительная часть 5 мин

1.Построение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

«В 1-у шеренгу – становись!»

2. Упражнение на расслабление:

И.п-о.с.;

1-руки вперед;

2-руки вверх;

3-руки в сторону;

4-И.п.

1мин

Оказать помощь по показу и рассказу. Упражнение выполнять в медленном темпе. Руки прямые, ноги не сгибать. Дыхание произвольное.

3. Подведение итогов занятия.

2мин

Выявить лучших и активных игроков.

4.Домашнее задание:

-прыжки со скакалкой.

30сек

20-25 раз

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях.


 

Игра: Бел кармашып тартышуу (перетягивание друг друга, взявшись за пояс).

Цель: в игре  Бел кармашып тартышуу (перетягивание друг друга, взявшись за пояс).  Перетянуть наибольшее число противников. Развитие силы, гибкости, устойчивости, ловкости, координации движения.

Задачи урока:

  1. Разучивание игровой единицы народной подвижной игры  «Бел кармашып тартышуу» (перетягивание друг друга, взявшись за пояс).

      2. Развитие  силы, гибкости, устойчивости, ловкости, координации движения.

3.Уважение друг к другу, испытать самого себя, честность, настойчивость, самообладание и решительность, логику, мышление. 

Конечный результат: овладение игровой единицей - перетянуть наибольшее число противников.

Место проведения: Количество играющих – 10 – 15; место – площадка, лужайка, зал.  

Инвентарь: пояс

Меры безопасности: площадка должна быть ровной, без посторонних предметов.

 

Содержание материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть 6 мин

1.Построение группы в 1-у шеренгу.

1мин

«В 1-у шеренгу – становись!». Сообщение задачи урока.

Сделать замечания по опозданию.

2. Повороты:

-прыжком направо;

-прыжком налево;

-прыжком кругом.

30сек

Метод организации -фронтальный. Добиться четкого одновременного выполнения. Поворот кругом выполнять через левое плечо.

3. Ходьба:

-в приседе;

-в полуприседе.

1мин

Метод выполнения -одновременный. Вести подсчет. Спина прямая.

4.Перестроение в колонну по 1-у.

10-15сек

Указать дистанцию, интервал

5. Размыкание по распоряжению.

10-15сек

 

6. Общеразвивающие упражнения в движении.

5-6мин

4-6 раз

Способ выполнения - поточный (раздельный).

Основная часть 34 мин

2. Разучивание подвижной игры

Бел кармашып тартышуу (перетягивание друг друга, взявшись за пояс).

Подготовка: игроки делятся на две команды. Каждая команда выставляет по очереди по одному игроку. Игроки завязывают пояса. Определяется площадь проведения схватки. 

Содержание игры: по команде участники начинают перетягивать партнеров на свою сторону. 

8-10мин

Умение организовать эмоциональный настрой для самого себя. 

 

Правила игры: нельзя отпускать захваты за руки, брать за одежду, руки и ноги, мешать или оказывать помощь друг другу. 

 

Выигрывает команда, перетянувшая наибольшее число членов противоположной команды.

3. Подведение итогов игры.

1мин

Выявить самых внимательных игроков из группы.

4. Упражнение на выносливость:

- приседания

2мин

От 3-х до отказа

Выполнять поочередно по 3 подхода. Темп обычный. Следить за правильным выполнением.

Заключительная часть 5 мин

1.Построение группы в 1-у шеренгу.

10-15сек

«В 1-у шеренгу – Становись!».

2. Упражнение на расслабление

-ходьба:

1-руки вверх, вдох;

2-руки вниз, выдох.

1мин

Оказать помощь по показу и рассказу. Метод выполнения одновременный. Ходить по площадке в медленном темпе. Следить за осанкой.

3. Подведение итогов занятия.

2мин

Выявить внимательных и активных игроков.

4. Домашнее задание.

30сек

По возможности выполнять упражнение в домашних условиях.


Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. А.Х. Карасаева, Д.О. Абдырахманова, Ч.Н. Арыкова, К.Д. Джаманкулов. ИП «Лапицкий» - Б,:2013,-330с